CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

От Doing Business 2019 к Doing Business 2020

Сопоставительные акценты в улучшении условий для бизнеса

В недавно опубликованном ежегодном рейтинге группы Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» (Doing Business 2020) среди 190 государств, Узбекистан занял 69-е место набрав 69,9 балла из 100 по итогам 2019 года. По сравнению с прошлогодним рейтингом наша страна поднялась с 76-го места на 7 позиций. В связи с этим представляет определенный интерес, какие же акценты в оценках прозвучали в прошлом году и в нынешнем. 

Доклад «Ведение бизнеса-2019» (Doing Business 2019) был обнародован 31 октября прошлого года. Год назад Узбекистан занял 76-е место среди 190 экономик мира, получив 67,4 балла, что было на 1,08 балла больше, чем годом ранее. Но, тем не менее в прошлом году были потеряны две позиции по сравнению с позапрошлым годом.

В прошлом году показатели улучшения условий ведения бизнеса отмечались почти по всем индикаторам за исключением получения кредитов и обеспечения исполнения контрактов. Однако, аналитики Всемирного банка отмечали, что наиболее заметные улучшения в прошлом году наблюдались в категориях международной торговли, защиты миноритарных инвесторов и в налогообложении.

Если говорить о результатах нынешнего года, то набор направлений в которых наиболее динамично происходили реформы примерно тот же самый -  защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, однако добавилась новая позиция -  обеспечение исполнения контрактов.

Какие же акценты были проставлены по наиболее динамично развивающимся направлениям реформ в прошлом и в текущем году?

В области защиты миноритарных инвесторов в прошлом году было отмечено, что Узбекистан законодательно прояснил вопросы собственности и контрольных структур компаний, акции которых торгуются на бирже. В оценке же этого года было указано на усиление защиты миноритарных инвесторов путем расширения прав и роли акционеров в принятии ключевых корпоративных решений, уточнения структур собственности и контроля, а также повышение корпоративной прозрачности. То есть, если ранее основной акцент ставился на совершенствование необходимой законодательно-нормативной базы в этом направлении, то в течение последнего года роль миноритарных инвесторов реально расширена, обеспечивается защита их прав и повысилась корпоративная прозрачность.

В отношении улучшения системы налогообложения в прошлом году экспертами особо отмечалось снижение налогов и введение новый классификационной системы предприятий, которая позволила малым предприятиям платить единый социальный платеж по фиксированной ставке за каждого работника.  В этом году в качестве важного шага в проведении налоговой реформы было указано упрощение налогообложения за счет объединения налога на развитие социальной инфраструктуры с налогом на прибыль. То есть, можно констатировать, что система налогообложения продолжает активно совершенствоваться.

В области международной торговли в прошлом году Всемирным банком была особо подчеркнута важность инициации мер, которые позволили ускорить ведение международной торговли, благодаря которым общее время оформления экспортных документов сократилось с 174 до 96 часов. В этом году в качестве наиболее положительных моментов в этом   направлении были названы -  упрощение международной торговли путем введения механизма таможенной проверки, основанной на риске, а также смягчения требований к документам на импорт, что также свидетельствует о продолжении и углублении реформы. 

Особо стоит также упомянуть индикатор обеспечения исполнения контрактов, по которому в прошлогоднем отчете улучшений не наблюдалось. В этом году «упрощение обеспечения исполнения контрактов путем принятия закона о добровольной медиации, а также создания финансовых стимулов, поощряющих стороны прибегать к урегулированию возникших споров посредством медиации» экспертами Всемирного банка было названо одной из ключевых реформ в области улучшения делового климата в Узбекистане.

Резюмируя можно констатировать, что наиболее динамично улучшение предпринимательского климата происходит в направлениях защиты миноритарных инвесторов, совершенствовании системы налогообложения, в области международной торговли, а начиная с этого года к этим направлениям присоединилось и такое направление, как обеспечение исполнения контрактов.

В завершение необходимо сказать, что успешная динамика показателей Узбекистана в «Ведение бизнеса 2020» была обеспечена благодаря последовательно принимаемым мерам в этом направлении. В частности, в июле 2018 года было принято Постановление Президента «О мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», а 5 февраля 2019 г. было принято Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». В текущем году шла активная реализация принятого пакета мер, направленных на упрощения условий деятельности бизнеса по направлениям, непосредственно связанным с конкретными индикаторами индекса «Ведение бизнеса», что и обеспечило улучшение условий для ведения бизнеса и улучшение позиций в мировом рейтинге.  

Информационно – ресурсный центр ЦЭИР

...
Leonid Polishchuk, Deputy Director, IRIS Center, University of Maryland, USA

"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."