CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Здравоохранение в ракурсе пандемии и ИКТ

В 2020 году главной проблемой в мире стала пандемия и борьба с ней. Каким был прошедший год, какие проблемы приходилось решать Минздраву? Стоит ли ждать в нашей стране прихода новой волны коронавируса и как сегодня развивается отечественное здравоохранение? Об этом мы побеседовали с заместителем министра здравоохранения Узбекистана Абдуллой Азизовым.

*Интервью вышло в №1 номере журнала "Экономическое обозрение".

— Вы обучались по специальностям финансов, международного бизнеса, программирования, работали в Налоговом комитете. Как получилось, что с Вашим образованием и послужным списком Вы перешли работать в сферу здравоохранения?

— Действительно, эти сферы кардинально отличаются друг от друга. Но во время работы в налоговой системе мне пригодились знания в области финансов, бизнеса и, конечно, ИКТ. Думаю, что, развивая направление ИКТ, мы смогли создать четкую систему, которая будет работать как в оптимизации процессов, реинжиниринга бизнеса, так и в других областях. Идеология была ясна, системный механизм детально проработан, и пока шла эта работа, глава нашего государства поднял очень актуальный вопрос, а именно — решение проблем в системе здравоохранения.

Стоит отметить, что в системе здравоохранения важно развитие информационно-коммуникационных технологий. Это создает удобства для населения и самих медицинских работников. Но именно это направление требовало особого внимания, так как отсутствие системы ИКТ являлось фактором, вызывающим множество проблем. Особенно это чувствовалось во время пандемии, когда нужно было вести точную статистику. По этим и другим причинам глава государства поручил мне ответственную задачу по налаживанию системы, развитию сектора ИКТ, а также реформированию системы здравоохранения в этом направлении. Я принял данный призыв и вот работаю в этой системе уже более 6 месяцев.

— Главная проблема в мире — пандемия. Как Вы оцениваете действия Узбекистана в борьбе с ней? И как справляется с коронавирусом наша система здравоохранения?

— Пандемия коронавируса показала, что весь мир должен быть готов к чрезвычайным ситуациям. Таким образом, все сделали соответствующие выводы из пандемии коронавируса, которая в равной степени затронула все страны, независимо от экономических и медицинских возможностей.

В нашей стране принят ряд указов и постановлений Президента и правительства, с самого начала реформируется национальная медицинская система. Нет сомнений в том, что эти реформы вскоре дадут положительный эффект. Своевременные меры, принятые в нашей стране, становятся важными в борьбе с этой инфекцией.

Не секрет, что меры по борьбе с коронавирусом требуют больших финансовых ресурсов. В частности, во время пандемии в медицинские учреждения были доставлены 55 рентгеновских аппаратов, 2000 функциональных коек, 1450 SIPAP, 3300 кислородных концентраторов и другое оборудование, а также современное оборудование для ИВЛ, кардиомонитора и ПЦР.

Также большим событием стало то, что в короткие сроки были построены и сданы в эксплуатацию две спецбольницы на 4 тысячи коек в Зангиатинском районе и современный комплекс временного карантина для подозреваемых на коронавирус на 20 тысяч коек в Юкори-Чирчикском районе.

Все мы знаем, что на данный момент в европейских странах эпидемиологическая ситуация нестабильна, тогда как в Узбекистане она стабилизировалась. Население постепенно возвращается к привычному образу жизни, предприятия и организации продолжают свою деятельность. Этот факт свидетельствует о том, что теперь мы взяли ситуацию под контроль и буквально выполняем поставленные перед нами задачи.

Однако нельзя упускать из виду то, что впервые «волна» пришла в Узбекистан через 1-2 месяца после введения карантинных мер в европейских странах. Как я уже говорил выше, сейчас ситуация улучшается, количество больных сокращается. Но это не значит, что можно сидеть сложа руки, говоря, что следующей волны не будет. Напротив, пользуясь тем, что сейчас ситуация стабильная, нужно готовиться. Мы должны быть готовы к любой ситуации заранее, пока у нас есть время.

— Минздрав оперативно предоставляет полную информацию по ситуации с коронавирусом. Как собирается статистика по коронавирусу, насколько прозрачен и автоматизирован процесс сбора данных?

— С точки зрения ИКТ не могу сказать, что мы были на 100% готовы к пандемии. Доказательством этому является и то, что в самом начале пандемии весь процесс сбора данных о больных коронавирусом выполнялся вручную. Сначала данные готовились на районном уровне, обобщались в пределах областей, а затем отправлялись в Министерство здравоохранения. В свою очередь Минздрав консолидировал всю информацию и дополнительно собирал данные о состоянии больных каждый день. Этот процесс сам по себе вызывал неопределенность и ряд проблем. Для их решения в июле прошлого года началась работа над созданием платформы bemor.ssv.uz и она была запущена в августе 2020 года.

Еще один заслуживающий внимания аспект заключается в том, что на этой платформе собираются данные не только от учреждений, где пациенты проходят лечение от коронавируса, но и о пациентах, получающих лечение на дому. То есть платформой bemor.ssv.uz могут удаленно управлять и сотрудники семейных поликлиник. Можно сказать, что новая платформа позволяет сгруппировать полные данные о заболевших коронавирусом.

Кроме того, эта платформа позволяет просматривать доступные запасы лекарств, количество врачей, техническую базу, закупленную в период пандемии. Опять же не могу сказать, что платформа сработала на 100% правильно, но 95% данных являются точными. Мы также проверили их на месте и постоянно отслеживаем.

Также решаем проблемы доступа к интернету на местах. Для этого создали необходимые условия, насколько это возможно в данный период. Цель состоит в том, чтобы поддерживать точные расчеты и данные в актуальном состоянии.

— Во многих странах наблюдается новая волна коронавируса и возвращаются ограничительные меры. Существует ли подобная угроза в Узбекистане и насколько наша система здравоохранения к ней готова?

— Как я говорил выше, конечно, нельзя утверждать, что «волна» не повторится. Например, появление недавно нового штамма в Великобритании стало причиной введения новых ограничительных мер. Также сообщается, что этот штамм был обнаружен в 41 стране. Это и показывает, что не только в Узбекистане, но и во всем мире не могут предсказать, как пандемия развернется на следующих этапах. Но по сравнению с началом 2020 года, мы набрались опыта и у нас сейчас есть определенная подготовка. Система работает хорошо, ведется мониторинг динамики, статистика и т.д. Считаю, что в любой работе важно знать правильную статистику.

В разгар пандемии в качестве меры предосторожности были созданы 25200 койко-мест, в том числе 2500 реанимационных коек в 159 учреждениях страны. Кроме того, за счет адаптации 58 крупных зданий создано еще 15000, в том числе 1225 реанимационных мест.

Хотя распространение инфекции в мире все еще находится на опасном уровне, можно сказать, что болезнь в Узбекистане удалось сдержать. В связи с некоторой стабилизацией распространения инфекции в стране 107 из 159 учреждений, адаптированных к коронавирусу, возобновили свою нормальную деятельность, а более 20-ти законсервированы на случай появления новой угрозы. При необходимости они снова смогут принимать людей с коронавирусом.

Сегодня уже количество больных снизилось с показателя 1000. Но это не повод говорить, что у нас больше нет риска коронавируса. В свою очередь хочу призвать граждан чувствовать личную ответственность за собственное здоровье, сделав ежедневной привычкой следовать введенным правилам: носить маску и соблюдать социальную дистанцию.

— Имея опыт работы в налоговой службе, как Вы оцениваете бюджетную политику в области здравоохранения и налоговую политику в области частной медицины?

— Если сравнить с развитыми странами, то в США на медицину выделяются 17-18% ВВП. В Узбекистане этот показатель составляет 4-5%, и около 10-11% всего Государственного бюджета. Это означает, что финансирование намного ниже, чем в развитых странах. Возможно, это не самый сильный показатель качества, ведь главное — правильно распределить и потратить выделенные средства. С другой стороны, мы можем добиться относительно правильного распределения средств за счет медицинского страхования, которое теперь, как ожидается, будет введено, скорее, как инструмент. В общем, знакомство со статистикой и аналитикой перед тем, как взяться за какой-либо проект, позволит избежать множества ненужных трат.

Переходя ко второй части вопроса, могу сказать, что развитие частного сектора — один из важнейших факторов, особенно в области медицины. Считаю, что очень важно поддерживать частный сектор, например, путем выдачи льгот. Причина в том, что таким образом мы можем развивать и частную медицину, стимулируя ее. Но, конечно, не в долгосрочной перспективе. Я не большой поклонник различных льгот. На мой взгляд, каждый бизнес, независимо от его направления, должен способствовать интересам общества. То есть важно учитывать не только получаемые услуги, но и налоги, уплачиваемые в бюджет.

— Вопросы улучшения здравоохранения в мире входят в число Целей устойчивого развития. Какие национальные цели поставлены в этом направлении в Узбекистане и насколько успешно страна продвигается в их реализации?

— Пример всего мира и, конечно же, цели в области устойчивого развития свидетельствуют о значительном прогрессе в улучшении здоровья миллионов людей до пандемии. Значительный прогресс был достигнут в сокращении наиболее распространенных причин младенческой и материнской смертности, а также прогресс был и в других областях. Но еще предстоит проделать огромную работу, чтобы спасти жизни миллионов людей путем решения множества возникающих проблем со здоровьем, лучшего финансирования системы здравоохранения, улучшения санитарии и гигиены, сосредоточения внимания на совершенствовании качества связи между врачами и пациентами.

Но стоит признать, что в настоящее время система здравоохранения во всем мире находится в кризисе. COVID-19 оказался глобальной угрозой, чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения и показал необходимость обеспечения готовности к таким ситуациям. Поэтому работа по улучшению здравоохранения и здоровья населения в Узбекистане продолжается.

В ноябре 2020 года Президент подписал три постановления и один указ. Все они нацелены на улучшение системы здравоохранения, начиная с первичного звена, пропаганду здорового образа жизни и инициирование реформ в этой системе в целом. Кроме того, в сотрудничестве с Кореей открыта детская многопрофильная больница, совместно с международной финансовой корпорацией осуществляется проект улучшения условий для больных, получающих гемодиализ. Также частная медицина на сегодняшний день имеет два пути развития: через привлечение инвесторов и развитие государственно-частного партнерства. Многие частные медучреждения используют эту возможность. К примеру, в направлении развития государственного-частного партнерства в данное время имеется более 49 проектов и 11 из них уже подписаны.

— В современном мире в некоторых странах отрасль здравоохранения является важным фактором экономического роста и валютных поступлений. Что можно сказать в этом отношении про Узбекистан на современном этапе?

— Как это ни парадоксально, согласно экономической теории, состояние здоровья неопределенно влияет на предложение рабочей силы. За последние два десятилетия расходы на здравоохранение во всем мире неуклонно росли. Один из предлагаемых способов частичной остановки этого роста — улучшение здоровья населения. И это логично: здоровым людям требуется меньше медицинской помощи, что снижает затраты на нее. От здоровых людей, естественно, можно ожидать более высокой производительности, то есть они производят больше продукции за час работы. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о пропаганде здорового образа жизни.

Второй вопрос — это валютная выручка. Тут для Узбекистана и для многих других стран, наверное, главный фактор — это медицинский туризм. Конечно, в настоящее время этот сектор в Узбекистане развит слабо. Однако рассматривается ряд путей развития, и основное внимание уделяется государствам Центральной Азии.

— Как Вы оцениваете перспективы цифровизации отрасли в узбекской медицине и какие, на Ваш взгляд, перспективы использования технологии блокчейн в системе здравоохранения в Узбекистане?

— Медицина — одно из основных направлений использования цифровых технологий. Цифровизация медицины — это продолжающаяся тенденция, которая набирает популярность в развитых странах. И это не случайно, ведь внедрение инновационных технологий не только способствует развитию персонализированной медицины, но и облегчает принятие управленческих решений. Это организация медицинского обслуживания за счет централизации всех данных в цифровом виде, а также обеспечение связи всех участников процесса, включая удаленный мониторинг здоровья.

Другой важный аспект заключается во внедрении электронных карт. И это действительно важно. Когда-то к внедрению электронных карт относились с подозрением и не верили, что это сработает. Но сегодня электронная картография стала обычным явлением для многих медицинских учреждений по всему миру. То есть, если будет создана единая система электронных карт и она будет утверждена на основе определенного стандарта, а также внедрена во всех медицинских учреждениях на «понятном языке», это облегчит задачу как врачам, так и пациенту. Это основа для надежного хранения данных во время миграции населения из одного района в другой, что само по себе гарантирует качественную медицинскую помощь и в другой больнице, так как у врача будет доступ к истории болезни, то есть электронная карта больного.

— На саммите ШОС Президентом Узбекистана было указано на целесообразность разработки Концепции сотрудничества ШОС в области телемедицины для внедрения в здравоохранение новых дистанционных технологий. Расскажите, пожалуйста, о телемедицине подробнее, что делается по ее развитию в Узбекистане и о возможностях развития этого направления в рамках ШОС?

— Как известно, об этом говорится в Указе Президента Республики Узбекистан УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан». Затем во время визита Президента Республики Корея в 2019 году был подписан меморандум о сотрудничестве в этом направлении.

В общем, телемедицина — это использование достижений телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Она позволяет поднять эффективность лечения и диагностики на качественно новый уровень. Например, качественная медицинская помощь может быть оказана пациенту удаленно с помощью технологий. Врачи могут поставить диагноз на основании рентгеновских снимков, компьютерных томографов, электрокардиограмм, электроэнцефалограмм или данных лабораторных и инструментальных исследований. Это приведет к определенной степени централизации медицинской помощи, так как большинство узких специалистов в различных направлениях медицины работают в специализированных медицинских центрах, расположенных в крупных городах. Словом, достижения в области телемедицины могут устранить необходимость физического присутствия врача.

Современные подходы к телемедицине позволяют проводить удаленные консультации врачей и их пациентов в самых отдаленных районах. Помимо этого, с помощью технологий телемедицины врачи и специалисты могут слушать лекции известных ученых, поддерживать профессиональные контакты с ведущими научными центрами столицы и всего мира, а также с коллегами из соседних районных больниц или ведущими специалистами областного центра.

Возможность использования видеоконференц-связи очень привлекательна, она позволяет сторонам общаться вживую в режиме видео. Телемедицина — это направление в интеграции таких сфер, как медицина, телекоммуникации, информационные технологии, образование. Это очень новое направление, особенно для Узбекистана. Для этого следует обзавестись необходимыми инструментами и оборудованием. Планируется двухэтапное развитие этого процесса. Первый этап — это объединить регионы и центральные больницы, второй — объединить центральные больницы с зарубежными. Впервые этот эксперимент опробовали в Муйнаке, результат неплохой. Еще могу привести пример, что в настоящее время в результате совместной работы с Институтом Роберта Коха (Германия) роботы будут размещены в больнице №16 в городе Ташкенте. Кроме того, телемедицина будет запущена в специализированных больницах, в том числе в Национальном детском медицинском центре, который был открыт в сотрудничестве с правительством Республики Корея.

В стране/Здравоохранение

Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №1 (251) 2021

...