На международном уровне объединить усилия в борьбе с нищетой прозвучали в Декларации тысячелетия ООН в 2000 году, когда были приняты Цели развития тысячелетия, одной из которых являлось сокращение вдвое доли населения планеты с доходом, не превышающим 1,25 долл. в день к 2015 г. Развитые страны стали ежегодно выделяют наиболее бедным странам 15 млрд долл. на оказание базовых социальных услуг и открыли свои рынки для импорта их продукции. МВФ, ВБ и ряд ведущих стран стали реструктуризировать и списывать наиболее бедным странам долги.
В 2015 году на смену Целям развития тысячелетия в качестве набора целей для международного сотрудничества, пришли Цели в области устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты всеми государствами — членами ООН и направлены на повышение качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. Первой из поставленных 17 целей является «повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах» к 2030 году. Цель победить нищету во всем мире к 2030 году поставил себе Всемирный банк.
Борьба с бедностью – один из центральных пунктов глобальной повестки дня последнего десятилетия обрел в текущем году еще более актуальное звучание. "Международный день борьбы за ликвидацию нищеты", который ежегодно с 1993 года отмечается 17 октября, был омрачен вышедшим в сентябре сообщением Всемирного банка о ситуации с бедностью в мире, обращенным к предстоящей в ноябре ежегодной встрече лидеров ведущих экономик мира "Группы двадцати", на которой этот вопрос будет находиться в центре внимания. В этом документе Всемирный банк привлек внимание к тому факту, что в текущем году ввиду пандемии бедность стала восстанавливать свои позиции утраченные ранее благодаря многолетним усилиям по борьбе с нею.
На протяжении почти 30 лет масштабы крайней нищеты неуклонно сокращались. С начала 1990-х годов доля людей в мире, живущих за чертой абсолютной бедности (1,9 доллара в день), снизилась с 35 до 8,4%. На начало 2020 года число крайне бедных в мире составляло 689 миллионов человек или 9,2% населения планеты. Однако, ввиду пандемии COVID-19, локальных конфликтов и климатических изменений в текущем году глобальная крайняя бедность впервые за последние десятилетия вырастет. По предварительной оценке на 2020 год, Всемирный банк предполагает, что еще от 88 до 115 миллионов человек будут ввергнуты в крайнюю бедность, в результате чего общее число составит от 703 до 729 миллионов. Причем, география бедности расширяется от наиболее бедных африканских стран в страны со средним уровнем дохода, где прогнозируется до 82% обедневших в течение этого года.
Новая волна распространения бедности связана в первую очередь со спадом мировой экономики из-за карантинных ограничений в период пандемии. МВФ ожидает, что мировая экономика в 2020 году замедлится на 3%, что больше, чем в период мирового финансового кризиса в 2009 году (спад 2.3%). В результате этого по оценкам МОТ во второй половине 2020 года будет потеряно 305 миллионов рабочих мест с полной занятостью, которая снизится на 10,5% по сравнению с концом 2019 года.
Таким образом, борьба с бедностью становится из-за последствий пандемии все более острой проблемой для всего мира, оставаясь в тоже время весьма важной для Узбекистана. Именно поэтому в своем выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев предложил определить проблемы ликвидации нищеты и борьбы с бедностью в качестве одной из основных тем предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также провести Глобальный саммит, посвященный данным вопросам.
Актуальность данной темы предполагает особое внимание к успешному зарубежному опыту в борьбе с бедностью, который может быть использован при разработке Стратегии сокращения бедности в Узбекистане до 2030 года, работа над которой ведется в настоящий момент.
Китай реализует самую масштабную в мире программу борьбы с бедностью.Социальная политика китайских властей направлена на переход в ближайшей перспективе к обществу гармоничного развития и средней зажиточности.
Еще с 1990-х гг. руководство Китая начало выстраивать систему социальной защиты. Эта система охватывает уязвимые категории населения – детей из бедных сельских семей (целевая программа «Надежда»), одиноких женщин, имеющих детей (программа «Счастье»), одиноких престарелых граждан («Пять видов обеспечений»).
740 миллионов человек или 94,4% сельского населения Китая вышло из нищеты с 1978 по 2017 годы. Эта цифра составляет 70% людей во всем мире, переставших жить в крайней бедности за тоже время. За последние 5 лет в Китае было выведено из нищеты 68 миллионов человек. Средний годовой доход сельских жителей в бедных районах страны рос в среднем на 10,4% ежегодно.
В Госсовете КНР действует комитет по борьбе с бедностью, который координирует выполнение национальной программы. В стране создана целая система институтов по борьбе с бедностью, охватывающая сферы страхования, инвестиций, социальной помощи, сбора данных, аналитики и отчетности.
С 2004 года в стране развернута система всеобщего государственного здравоохранения, а системой государственного страхования охвачено более 95% населения. Особое внимание программа уделяет сокращению нищеты в самых бедных районах страны.
Борьба с бедностью в Китае опирается на инвестиции и адресную помощь в экономическом развитии отдельных отраслей экономики, стимулирование занятости и оптимизацию размещения промышленности. Весной 2016 года Банк развития сельского хозяйства Китая выделил на пятилетку около 460 миллиардов долларов на сокращение бедности в сельских районах. Кроме того, китайские госкорпорации создали инвестиционный фонд размером 1,82 миллиарда долларов для поддержки в бедных районах страны местного производства, сельского хозяйства и развития промышленности, прежде всего добывающей.
В Китае принят широкий спектр мер, нацеленных на развитие сельской местности, в том числе проведение реформы в сельском хозяйстве, проведение земельных реформ в сельских районах, улучшение ирригационной инфраструктуры для обеспечения роста производительности и производства сельхозпродукции. Большое внимание уделяется повышению доступности для населения качественной питьевой воды в сельских районах, медицинских услуг, а также расширению охвата населения доступом к Интернету.
Широко практикуется стимулирование притока кадров в сельскую местность, организация обучения сельского населения, закрепления работников центрального государственного аппарата и партработников за бедными сёлами. Создаются условия для преподавателей и специалистов, направленных сельскую местность за счет предоставления им квартир, выделения средств на дотации сельским учителям.
В городах преодоление нищеты связано с ростом числа рабочих мест, доступности образования и здравоохранения. Преодоление нищеты на селе связано с переселением жителей в города. За десять лет Китай планирует переселить в города до 250 миллионов человек. Для этого запускаются крупные инфраструктурные проекты.
В основе европейской модели борьбы с бедностью лежит развитая система обязательного страхования. В соответствии с ней чем дольше работал человек, тем выше у него уровень социальной защиты (больше льгот, выше размер пособия). Эта модель характерна для таких стран, Германия, Нидерланды, Франция. В южных странах Европы социальные льготы и субсидии из бюджета довольно скромные.
Согласно статистике Евросоюза по уровню дохода и материально-бытовых условий, в группу малоимущих зачисляются люди, чьи доходы составляют менее 60% от средней заработной платы по стране. В этой группе находятся матери-одиночки, люди без образования, пенсионеры, мигранты, безработные. Рассматривая бедность как препятствие на пути экономического роста и социального прогресса, ЕС прилагает усилия для снижения долю людей с низким уровнем жизни на 20 млн чел.
Для реализации этой задачи осуществляются национальные программы социальной защиты граждан. Программы социальной защиты финансируются преимущественно из бюджетных средств, а также за счет работодателей и наемных работников. В скандинавских странах сформировалась наиболее инклюзивная модель социальной защиты. Программы социальной защиты скандинавских стран обеспечивают стандартные денежные и натуральные пособия и услуги всем слоям населения независимо от дохода и трудового участия.
В статье также рассматриваются вопросы борьбы с бедностью в Пакистане, Индии, отдельных европейских странах, США. В завершение этого обзора стоит сказать, что глубокое изучение наиболее успешной зарубежной практики сокращения бедности поможет сформировать наиболее эффективную политику в этом направлении применительно к особенностям Узбекистана.
Полная версия статьи будет опубликована в 11 номере журнала «Экономическое обозрение»