Полную версию статьи Бахтишода Хамидова по исследованию «Фармацевтика Узбекистана в контексте вступления в ВТО» читайте в 10 номере журнала «Экономическое обозрение».
В 2018 году 72,4% импорта пришлось на долю 10 стран. Наибольшая доля импорта по стоимости приходится на Индию, Латвию, Россию, Грузию, США и Украину. Самая большая доля импорта приходится на импорт лекарственных средств. В частности, 80% импорта приходится на лекарственные средства, содержащие кортикостероидные гормоны, 10% - на антибиотики.
Фармацевтический импорт по странам
Экспорт фармацевтической продукции составляет примерно 10 млн. долл. 90% экспорта страны приходится на долю 7 стран – Казахстана (25%), Кыргызстана (19%), Украины (15%), Афганистана (10%), Грузии (9%), России (8%) и Литвы (4%). 43% экспорта приходится на изделия из марли в Казахстан, Украину и Россию, 37% – на лекарственные средства, содержащие аскорбиновую и никотиновую кислоту, в основном, в Киргизстан, Грузию, Афганистан и Литву.
В настоящее время по большинству фармацевтических продуктов, которые в настоящее время импортируются в Узбекистан тарифы не применяются. В отношении фармацевтических изделий, таких как перевязочные материалы (медицинская вата, марля и др.) с 1 января 2020 года взымается тариф на уровне 30%.
По правилам ВТО тарифы, используемые странами-членами, находятся на очень низком уровне. Ввозные тарифы на лекарства, вакцины или другие предметы медицинского назначения снижаются, поскольку вступают в силу глобальные, региональные и двусторонние соглашения о снижении тарифов. Средние тарифы на конечные фармацевтические продукты, как правило, низкие или умеренные в развивающихся странах, за исключением лишь нескольких стран, таких как Индия и Тунис, где они составляют 30% и 20,6%, соответственно. Для активных ингредиентов, которые идут в производство фармацевтических препаратов, в шести развивающихся странах средние тарифы находятся в диапазоне от 20% до 30% (Буркина-Фасо, Пакистан, Танзания, Индия, Кения и Тунис). В некоторых развивающихся странах беспошлинная торговля действует для ограниченного количества необходимых лекарств. И несколько стран, в основном члены ВТО, в своих тарифных планах ВТО обязались предоставить беспошлинный доступ для фармацевтических продуктов.
Например, для Кыргызстана при вступлении тарифы были снижены с 15% до нуля, для Казахстана также они снижены с 5% до нуля. В случае России тарифы также упали с 10% до 5%.
Как показывают расчеты ЦЭИР, для Узбекистана вступление в ВТО будет сопровождаться ростом импорта в размере 5,8 млн. долл., если снизить тарифы до уровня России (до 5%) и на 6,7 млн. долл., если снизить до уровня Казахстана и Кыргызстана (до 0%).
Государственный сектор являются основным импортером фармацевтической продукции, но процедуры закупок пока еще сложны. Все виды деятельности в сфере здравоохранения Узбекистана подлежат лицензированию. Защита прав интеллектуальной собственности также является серьезной проблемой для международного бизнеса. Любые государственные закупки должны проходить открытый тендер, при этом национальным производителям предоставляются определенные льготы в тендерах.
В частности:
- с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года, в порядке эксперимента, при осуществлении государственных закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения государственный заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке импортных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, при наличии двух и более участников — отечественных производителей аналогичной продукции (по международному непатентованному наименованию);
- предприятиям, производящим лекарственные средства и изделия медицинского назначения по полному и неполному технологическому циклу, а также лекарственные средства и изделия медицинского назначения на основе «in bulk» продукции, не имеющие аналогичной отечественной продукции, предоставляется ценовые преференции в размере 20% от стоимости такой же продукции зарубежных производителей при участии в государственных закупках.
Кроме этого, в настоящее время для развития фармацевтической промышленности в Узбекистане предполагаются следующие льготы для местных производителей:
- лекарственные средства, сырье и вспомогательные материалы, изделия медицинского назначения и медицинская техника освобождены от налога на добавленную стоимость;
- налог на добавленную стоимость применяется при импорте лекарственных средств и изделий медицинского назначения, имеющих аналоги в местном производстве;
- не применяются импортные таможенные пошлины на технологическое и лабораторное оборудование, комплектующие и запасные части для фармацевтической продукции, «чистые помещения» для фармацевтических производств, сэндвич-панели и системы вентиляции, сырье и материалы, используемые при производстве лекарств, изделия медицинского назначения и упаковочные материалы.
Как показывают расчеты эффектов при отмене льгот для местных производителей по условиям ВТО, их конкурентоспособность значительно снизится и импорт возрастет на 23 млн. долл., что приведет к сокращению внутреннего производства на 13%.
Вступление ВТО также будет иметь потенциальный эффект для государственного бюджета. В частности, от снижения тарифов денежные поступления снизятся до -2,6 млн. долл. по условиям вступления России и -21 млн. долл. по условиям вступления Казахстана и Кыргызстана, от изменения национального производства -3,5-3,6 млн. долл., от изменения занятости -0,02 млн. долл., отмены льгот +24-25 млн. долл.
Также при снижении цен на лекарства благосостояние населения увеличится на +1 млн. долл. Число занятых снизится на 500-550 человек, за счет прекращения действия местных неэффективных производств.
Расчеты потенциального экспорта в другие страны исходя из их спроса показывают, что Узбекистан может наращивать экспорт на 4,5 млн. долл. больше, чем сейчас.
Вместе с тем, по условиям ВТО для экспорта фармпродукции в страны-члены ВТО производители должны переходить на сертификацию на соответствие «надлежащей производственной практики» (GMP). На сегодняшний день на 10 из 95 отечественных фармацевтических предприятиях, производящих лекарственные средства, внедрены требования надлежащей производственной практики — GMP (на 31 отечественном производственном предприятии внедрена система управления качеством ISO 9001, на шести предприятиях — международный стандарт GMP и на трех — национальный стандарт GMP).
Правила ВТО, регулирующие технические барьеры в торговле, применяемые в целях защиты здоровья человека, охватываются либо Соглашением о технических барьерах в торговле (ТБТ), либо Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер (СФС). В соответствии с обоими этими соглашениями здоровье считается законной целью ограничения торговли.
Хотя Соглашение ТБТ настоятельно рекомендует использовать международные стандарты, страны-члены могут отказаться от них, если они считают, что их применение будет неэффективным или неуместным для достижения определенных законных целей. Если член считает, что определенные стандарты ВОЗ подходят для принятия в качестве национальных стандартов или технических регламентов, он должен их использовать. Тем не менее, члены могут устанавливать стандарты на уровне, который они считают целесообразным, но должны быть в состоянии обосновать свои решения по запросу другого члена.
Целесообразно организовать работы по внедрению на отечественных предприятиях международных стандартов, в том числе требований надлежащей производственной практики (GMP), надлежащей практики фармаконадзора (GVP) и ISO 13485, которые регулируют систему управления качеством и безопасностью на фармацевтических предприятиях, не ограничивая возможности производства эффективной и безопасной фармацевтической продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке.
Также немаловажное значение имеет внедрение надлежащих фармацевтических практик (GxP), направленных на регулирование системы управления качеством и безопасностью лекарственных средств при дистрибуции (GDP), проведении доклинических (GLP) и клинических исследований (GCP), в целом обеспечивающих эффективность и безопасность продукции в течение всего ее жизненного цикла.
Оценка эффекта вступления в ВТО для фармацевтической отрасли Узбекистана
*Расчеты произведены автором по методологии ЦЭИР
Бахтишод Хамидов, заведующий сектором ЦЭИР