С обретением суверенитета Узбекистан в энергетической сфере проводил политику, направленную на обеспечение энергетической безопасности страны и повышение уровня использования энергоресурсов для решения социальных и экономических задач.
Осуществляемые последовательные реформы под руководством Президента Шавката Мирзиёева подняли развитие топливно-энергетической отрасли страны на принципиально новый уровень. Создание в феврале 2019 года Министерства энергетики, ответственного за управление и развитие профильной отрасли, способствовало началу процесса проведения единой согласованной и сбалансированной энергетической политики страны.
На новом этапе развития сферы и в целях управления отраслью, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Министерство энергетики принимает меры по удовлетворению потребности в энергоресурсах, совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства, выработке рыночных механизмов осуществления тарифной политики, по созданию условий для привлечения инвестиций, снижению энергоемкости экономики, стимулированию внедрения энергосберегающих технологий и другие.
В рамках осуществляемых реформ в сфере топливно-энергетической отрасли также выполнен переход на современные методы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии путем реструктуризации деятельности АО «Узбекэнерго» и пересмотрена нефтегазовая система путем реструктуризации деятельности АО «Узбекнефтегаз».
За последние годы в топливно-энергетической отрасли достигнуты значительные показатели роста производства и локализации продукции, экспорта.
Как известно, энергия - основа современной индустриальной экономики, и ее использование - необходимое условие для развития отрасли. Это важный ингредиент практически для всей человеческой деятельности. Современные энергетические услуги являются мощным двигателем экономического и социального развития. Этим объясняются увеличивающиеся масштабы энергопотребления в мировой экономике, где основными факторами спроса считаются уровень экономической деятельности, рост населения и развитие технологий.
Узбекистан за счет собственных энергоресурсов может полностью покрывать потребности национальной экономики. Так, в настоящее время запасы энергоресурсов превышают 3 млрд тонн угля, 1,8 трлн кубометров природного газа и 71 млн баррелей нефти.
В условиях COVID-19 предприятия и их трудовые коллективы были вынуждены соблюдать карантинные требования, возникли трудности в процессах реализации инвестиционных проектов, в том числе из-за невозможности приезда в республику иностранных специалистов по причине приостановления международных транспортных сообщений.
В результате влияния пандемии экспорт природного газа существенно снизился по мере уменьшения спроса. В частности, экспорт добываемого природного газа в Китай сократился в три раза, а в Россию полностью прекратился.
По данным Международного энергетического агентства, производство и потребление углеводородов значительно сократилось с самого начала пандемии.
Как отмечено в исследовании Института перспективных исследований в области устойчивого развития (IASS) касательно влияния пандемии на глобальную энергетическую политику, она вызвала глобальное падение спроса на энергию с потенциально более сильными последствиями, нежели финансовый кризис 2008 года.
Каково же влияние пандемии на нефтегазовый сектор? Нефть в основном используется для транспортировки (которая существенно снизилась из-за глобальной изоляции), а природный газ - для производства электроэнергии. Отсюда формируется международная значимость нефтяного сектора. В сравнении с нефтяным сектором сектор добычи и реализации природного газа имеет более региональный характер.
Резкое падение среднего количества автомобильных перевозок и почти полное прекращение международного авиасообщения привело к сложному сценарию для нефтяной промышленности.
Упали цены, достигнув поразительных минимумов в первом квартале 2020 года. В конце апреля цена WTI впервые в истории достигла отрицательных значений, тогда как стоимость нефти марки Brent сократилась до 19 долларов за баррель.
Согласно оценкам экспертов, по сравнению со спросом на нефть, природный газ имеет лучшие позиции во время нынешней пандемии, поскольку не так широко используется в качестве транспортного топлива. Однако спрос на природный газ также упал в период пандемии. И его потребление было примерно на три процента ниже в первом квартале 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019-го.
В период пандемии, помимо принятия мер в сфере здравоохранения, все страны также активно поддерживают базовые отрасли экономики. Например, Европейскими органами регулирования энергетики приняты особые меры для обеспечения бесперебойного энергоснабжения (газ, тепло и электричество), а также направленные на облегчение финансовых требований потребителей, которые столкнулись с экономическими трудностями во время введения карантинных ограничений.
В Узбекистане также приняты соответствующие меры государственной поддержки топливно-энергетического сектора. В частности, в целях бесперебойного снабжения населения республики газом и электроэнергией АО «Узбекнефтегаз» выделено субсидии на 401 млрд сумов, АО «Тепловые электрические станции» - на 500 млрд сумов и АО «Региональные электрические сети» - кредит на 250 млрд.
Такое решение принято в соответствии с действиями по социальной поддержке населения Узбекистана в период карантина, что предусматривало неотключение поставок электроэнергии и газа независимо от своевременности оплаты за их потребление. Господдержка гарантированно способствовала неразрывности процесса поставок этих ресурсов.
Вместе с тем согласно постановлению Президента «О первоочередных мерах по повышению финансовой устойчивости нефтегазовой отрасли» от 4 апреля 2020 года имеем следующее:
Реализация указанных мер способствует удовлетворению потребностей экономики и населения республики в энергоресурсах.
В топливно-энергетическом комплексе объем производства составил 21 928,2 млрд сумов, при этом темп роста - 109,4 процента, а прогноз выполнен на 102,7 процента.
Добыча природного газа составила 25,3 млрд кубометров, или 99,2 процента к прогнозу. Добыча жидких углеводородов - 1 427,3 тысячи тонн, или 105,5 процента к прогнозу.
Выработано электроэнергии - 32,1 млрд кВт/ч, или 104 процента к прогнозу, в том числе на тепловых электростанциях - 29,4 млрд кВт/ч, или 106,1 процента к прогнозу.
Потребителям республики поставлено:
Объем экспорта в топливно-энергетическом комплексе в первом полугодии существенно снизился в связи со снижением спроса у зарубежных партнеров, составив 742,9 млн долларов, или 41,5 процента к плану, в том числе:
Известно, что стратегия локализации производства имеет ряд свойств, позитивно влияющих на экономику страны. В их числе рост валового регионального продукта, повышение доли промышленности в структуре экономики региона, оптимизация структуры экспорта и импорта, экономия валютных средств, создание рабочих мест и другое.
Так, в рамках Программы локализации (56 проектов), утвержденной постановлением Кабинета Министров «О Программе локализации производства товаров на внутреннем и внешнем рынке на 2020-2021 годы» от 10 марта 2020 года, произведена продукция на 553 млрд сумов (149,7 процента к прогнозу), импорт сократился на 145,8 млн долларов (108,7).
В результате принятых мер себестоимость производимой продукции снизилась на 435,4 млрд сумов (111,7 процента к прогнозу), создано 437 новых рабочих мест (179,1).
По итогам девяти месяцев года в рамках программы локализации планируется произвести товаров на 618,7 млрд сумов (110,1 процента к прогнозу) и сократить импорт на 218,3 млн долларов (101).
Ожидается, что себестоимость продукции снизится на 546,7 млрд сумов (101,2 процента к прогнозу) и будет создано 564 рабочих места (134,3).
В целом исходя из достигнутых результатов можно сказать, что в условиях пандемии программа локализации в топливно-энергетическом комплексе успешно реализуется.
В рамках 57 инвестиционных проектов в топливно-энергетическом секторе освоено инвестиций на 1 510,6 млн долларов (111,1 процента к прогнозу), из них иностранные инвестиции - 330,8 млн (131,8).
В частности, в ходе реализации 11 инвестиционных проектов АО «Узбекнефтегаз» в рамках постановления Президента «О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2022 годы» от 9 января 2020-го в текущем году прогнозируется освоение инвестиций в размере 1 410,5 млн долларов. За период январь-июль по указанным проектам освоено 942,5 млн инвестиций, или 103 процента к прогнозу.
До конца года ожидается ввод в эксплуатацию следующих пяти инвестиционных проектов с общей стоимостью 4 137,6 млн долларов с созданием в общем 1549 рабочих мест:
По итогам девяти месяцев в рамках инвестиционных проектов будет освоено в общей сложности 2,42 млрд долларов, что составит 122,2 процента от прогноза.
В результате принимаемых мер ожидается достижение следующих производственных показателей:
Потребителям республики будет поставлено:
Ожидается, что совокупный экспорт в топливно-энергетическом комплексе составит 1,25 млрд долларов, или 44,9 процента от плана, в том числе:
Как видно из прогнозных показателей, представленных Министерством энергетики, существенное снижение ожидается в экспорте природного газа, основными потребителями которого являются Китай, Россия и Казахстан.
Запланированные Министерством энергетики меры по обеспечению бесперебойной работы топливно-энергетического комплекса в 2020 году включают следующие мероприятия:
* * *
Достигнутые в первом полугодии результаты в топливно-энергетическом комплексе страны дают основание полагать, что в целом отрасль функционировала успешно, за исключением периода приостановки экспорта природного газа по причине снижения спроса у зарубежных партнеров. В связи с этим необходимо принять дополнительные меры по внутренней переработке природного газа и увеличению производства продукции с добавленной стоимостью.
Мухаммад Бабаджанов
Главный научный сотрудник Центра экономических исследований
и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан