CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Впечатляющая динамика узбекской обуви

В последние годы кожевенно-обувная отрасль Узбекистана демонстрировала уверенные темпы роста. Вышедшее в феврале Постановление Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» придает дополнительный импульс развитию отрасли.

Траектория наращивания потенциала

Кожевенно-обувная отрасль – одно из перспективных направлений развития экономики Узбекистана. В последние годы развитию этой отрасли уделялось серьезное внимание, производителям были предоставлены налоговые льготы и преференции, создавались условия для формирования сырьевой базы, оказывалась поддержка в ведении экспортной деятельности. В результате отрасль на протяжении 2017-2020 годов динамично развивалась, и даже в период пандемии не утратила приобретенных позиций, продолжая наращивать свой потенциал.

По ассоциации «Узчармсаноат», в которую входит большинство предприятий отрасли, включая наиболее крупные, производство в 2017-2020 гг. в среднем ежегодно увеличивалось почти на 19%. Производство обуви за 4 года увеличилось в 10,4 раза, с 10,2 млн. пар в 2016 г. до 105,8 млн. пар в 2020 году. Также в 2020 г. было выпущено 1 460 млн. кв. дм кожтоваров и кожгалантерейных товаров на 92,7 млрд. сумов. Примечательно, что активно наращивается выпуск кожи второго и третьего переделов, тогда как выпуск кожи первого передела в виде конечной продукции после 2018 года сокращался. Это свидетельствует о том, что отечественная кожевенная отрасль все больше переходит к производству более сложной продукции, что создает дополнительные возможности и для производителей готовой продукции из кожи.

Кожевенно-обувная отрасль Узбекистана является привлекательной для бизнеса, о чем свидетельствуют увеличение количества предприятий и повышенный уровень инвестиционной активности в последние годы. Так, если в 2016 г. количество предприятий в ассоциации «Узчармсаноат» составляло 83 ед., то по итогам 2020 г. – уже более 560 единиц. Также, по данным ассоциации, объем привлеченных инвестиций в отрасль за четыре года увеличился в 3,9 раза. В 2020 г., несмотря на трудности, вызванные пандемией, было освоено около 190 млн. долл., в том числе привлечено прямых иностранных инвестиций на более 60 млн. долл., что в 30 раз больше, чем в 2016 году. Как один из главных результатов бурного развития этой отрасли для отечественной экономики стало кратное увеличение занятых в отрасли в 5,4 раза – с 2,2 тыс. в 2016 г. до 11,6 тыс. в 2020 году.

Как уже говорилось выше, кожевенно-обувная отрасль является одной из перспективных отраслей развития экономики Узбекистана с потенциалом выхода за рамки внутреннего рынка и поставки отечественной продукции в зарубежные страны. Особенно важное значение в текущей политике руководства страны придается увеличению экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Хотя экспорт кожи продолжает преобладать в общем объеме экспорта кожевенно-обувной продукции, в то же время кратно наращивается и экспорт готовой продукции, в особенности обувной. По данным Госкомстата РУз, объем экспорта обувной продукции в 2017-2020 годах увеличился в 3 раза и достиг 37 млн. долларов.

Несмотря на пандемию, в 2020 году отрасль продолжала активно наращивать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, по данным Госкомстата РУз, экспорт обуви увеличился за год на 17,1%. Впечатляющая динамика экспорта обуви отмечается в сопредельные страны. К примеру, экспорт в Афганистан возрос в 4 раза, Таджикистан – в 3,4 раза, Казахстан – в 2,2 раза. Кроме того, опять же, несмотря на все введенные ограничения в связи с коронавирусом, удалось расширить и географию экспорта. В настоящее время отечественная обувная продукция поставляется в 14 стран, в том числе в США, Латвию, Молдову, ОАЭ, Кувейт, Сингапур.

Таким образом, развитие кожевенно-обувной отрасли за последние четыре года доказало наличие достаточно мощного потенциала развития ее производства и экспорта. В Послании к Олий Мажлису Президент отметил, что кожевенно-обувная отрасль, наряду с другими, имеет все условия, чтобы стать одним из драйверов национальной экономики.

Дополнительные стимулы развития

В условиях, когда отрасль успешно и динамично развивается, дополнительные меры государственной поддержки могут придать еще больший импульс развитию и наращиванию объемов производства и реализации продукции. Для поддержания набранных темпов развития и содействия дальнейшему раскрытию потенциала отрасли в феврале текущего года принято Постановление Президента, включающее дополнительные льготы для производителей, меры, направленные на увеличение объемов реализации кожевенно-обувной продукции на внутреннем и внешнем рынках и внедрение международных стандартов в производстве кожевенно-обувной продукции.

В частности, устанавливается нулевая ставка таможенных пошлин на импорт пушно-мехового сырья, материалов и фурнитуры для производства готовой кожевенной и пушно-меховой продукции. Нулевая ставка будет действовать до 1 января 2023 года. Кроме того, производителям предоставлена возможность получить льготные кредиты на закупку современного нового оборудования и технологий. Новые меры поддержки позволят отечественным производителям снизить издержки на производстве, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность их продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Одним из основных аспектов принятого Постановления является формирование дополнительных возможностей для производителей по увеличению объемов продаж и повышению спроса на отечественные товары. Здесь уместно будет сказать, что, несмотря на впечатляющую динамику роста экспорта обуви в последние годы, главной проблемой остается слабый уровень маркетинга и неизвестность отечественных обувных брендов внутри страны и за рубежом. Встречаются случаи, когда отечественная обувь, не уступающая по качеству зарубежной, на внутреннем рынке продается как произведенная в Турции, Китае и других странах.

Чтобы поддержать отечественные бренды и увеличить объемы экспорта, привлечь внимание к узбекской обуви как внутренних, так и внешних потребителей, во всех регионах республики, а также в зарубежных странах будут созданы специализированные на торговле кожевенной продукции отечественных производителей магазины Multibrand и их электронные торговые платформы. Магазины будут создаваться за счет Фонда поддержки и развития кожевенно-обувной отрасли. Как ожидается, магазины будут способствовать популяризации отечественной обувной продукции. А их электронные версии создадут дополнительный спрос. Тем более, пандемия наглядно продемонстрировала сдвиг продаж одежды и обуви в пользу электронного формата.

Кроме того, для содействия реализации отечественной готовой продукции (не только кожевенно-обувной, но и текстильной, электротехнической и др.) внешним потребителям на экспериментальной основе будут создаваться торговые точки реализации готовой продукции на отрезках от пограничных пунктов пропуска до границы с соседними государствами. На данный момент такие точки будут создаваться в Ташкентской и Сурхандарьинской областях. Если подобная практика окажется успешной, то впоследствии она будет распространена на другие приграничные пункты республики.

Прогнозные ориентиры

Таким образом, за прошедшие годы кожевенно-обувная отрасль достаточно окрепла, выпускаемая продукция стала относительно конкурентоспособной, заложен необходимый базис для дальнейшего укрепления сравнительных преимуществ страны в области кожевенно-обувного производства, его технологического совершенствования, освоения выпуска новых видов продукции. В перспективе, как ожидается, отрасль продолжит динамичное развитие. В частности, в 2021 г. по ассоциации «Узчармсаноат» планируется увеличить производство обуви до 115 млн. пар, кожгалантереи до 102 млрд. сумов, кожтоваров до 1,6 млрд. кв. дм. В среднесрочный период, в соответствии с утвержденными прогнозными показателями, к 2025 г. отрасль нарастит объемы производства до 2,3 млрд. долл. и экспорта до 1,5 млрд. долларов.

В стране/Отрасли

Руслан Абатуров, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №2 (254) 2021

...