Согласно опубликованному отчету по Индексу трансформации Бертельсманна (ИТБ) за 2020 год, Узбекистан существенно улучшил свои показатели, по сравнению с последним отчетом 2018 года. В частности, итоговый индекс вырос с 3,73 балла в 2018 году до 4,08 балла в 2020 году, а показатель экономической трансформации поднялся на 0,25 балла и составил 4,54 балла.
«Беспрецедентные реформы президента Мирзиёева создали новую политическую, социальную и экономическую среду как в стране, так и в регионе», – говорится на сайте Проекта Индекса трансформации Бертельсманна об изменениях последних двух лет в Узбекистане.
Улучшение позиций Узбекистана в подобных международных рейтингах имеет особое значение и отражает качественные преобразования во всех сферах жизни общества и государства за последние несколько лет. В связи с этим в данной статье приводится анализ ключевых преобразований в социально-экономической сфере страны за последние два года, позволивших улучшить позиции в индексе ИТБ.
Индекс трансформации Бертельсманна публикуется раз в два года немецким изданием Bertelsmann Stiftung и имеет международное значение для оценки имиджа и репутации страны. Целью индекса является анализ процессов становления демократии и либерализации экономики в стране. Итоговый индекс формируется из трех субиндикаторов, отражающих трансформацию в сфере политики, экономики и государственного управления. К процессу оценки индекса привлекается более 300 экспертов регионального и национального уровней.
Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), реальный рост ВВП в 2018 году составлял 5,4%, а в 2019-м – 5,6%. Несмотря на снижение данного показателя примерно до 0,7% в 2020 году во время пандемии, МВФ прогнозирует рост ВВП в районе 5,5-6% до 2025 года. Узбекистан является одной из трех стран СНГ, которые сохранили положительные темпы роста в 2020 году (табл. 1).
ВВП на душу населения Узбекистана вырос с 1540 долларов в 2018 году до 1740 долларов в 2019 году. Годовое процентное изменение потребительских цен (инфляция) в 2018 году составило 17,5%, а в 2019 году снизилось до 14,5%, и, по оценкам МВФ, ожидается его дальнейшее снижение до 5,1% к 2025 году.
По сведениям Азиатского банка развития (АБР), сальдо текущих операций в 2018 и 2019 годах составляло -7,1% и -5,6% от ВВП. Совокупные золотовалютные резервы в 2019 году увеличились на 2 млрд. долларов, по сравнению с 2018 годом, и составили 29,2 млрд. долларов. По итогам 2019 года Узбекистан занял 2-е место среди стран СНГ и 48-е место в мире по объемам золотовалютных резервов (табл. 2).
По данным Центрального банка Республики Узбекистан, объем совокупного внешнего долга к концу 2019 года был равен 24,5 млрд. долларов, из которого 15,8 млрд. долларов принадлежало государству, а 8,7 млрд. долларов приходилось на долю частного сектора. Нужно отметить, что в 2019 году отношение государственного долга к ВВП равнялось 30,6%, что остается ниже рекомендованного МВФ для Узбекистана предельного параметра в 60%. Помимо этого, обслуживание совокупного внешнего долга Узбекистана по отношению к экспорту товаров и услуг составляло 15,2% в 2019 году, снизившись с 19,5% в 2018 году. Ожидается дальнейшее сохранение данного коэффициента на стабильном уровне, так как экспорт товаров продолжает расти умеренными темпами: в 2018-м – 11,4%, в 2019-м – 28,6%, в 2020 году из-за пандемии наблюдалось сокращение (-13,4%), в 2021 году прогнозируется рост в пределах 25%. Вышеперечисленные макроэкономические показатели отражают устойчивый характер экономического развития Узбекистана.
Имеются и другие факторы устойчивости узбекской экономики. Узбекистан является девятым по объему производителем золота с годовым объемом производства 100 тонн и седьмым производителем урана в мире (2385 тонн год, что составляет 3,9% от мирового производства). Узбекистан из года в год снижает прямой экспорт хлопкового волокна, и на сегодняшний день узбекские компании экспортируют текстильную продукцию в более чем 50 стран мира. В последние годы активно привлекаются иностранные инвестиции в разные сферы отечественной экономики. По данным Министерства инвестиций и внешней торговли (МИВТ), объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2020 году составил 6,6 млрд. долларов, в основном, за счет реализации 197 крупных проектов в рамках Инвестиционной программы, благодаря чему было создано 38 тыс. рабочих мест. В 2021 году ожидается увеличение ПИИ до 7,5 млрд. долларов.
Новым важным фактором проводимой социально-экономической политики является начало масштабной борьбы за сокращение бедности, что отражает политическую волю руководства страны. Так, по оценкам экспертов Всемирного банка, уровень бедности в Узбекистане в 2018 году составлял 9,6%. Значения, соответствующие международному уровню черты бедности (3,2 долл. США в день на человека), наблюдались в Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан (рис. 1).
24 января 2020 года Президент Республики Узбекистан в своем Послании к Олий Мажлису впервые поднял вопрос бедности в стране. «По разным подсчетам, этот показатель составляет 12-15%, – сказал Шавкат Мирзиёев. – Речь идет о 4-5 миллионах жителей нашей страны». В Послании также было отмечено, что снижение бедности требует реализации комплексной экономической и социальной политики – от стимулирования предпринимательской активности до мобилизации способностей и потенциала населения. В связи с этим им было предложено разработать Программу сокращения бедности совместно с международными организациями, включая Всемирный банк и Программу развития ООН.
И уже в марте 2020 года Президентом был подписан Указ «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности», который предусматривал кардинальное улучшение уровня и качества жизни населения, создание стабильных рабочих мест и необходимых условий для повышения конкурентоспособности всех отраслей и сфер экономики.
В частности, Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан было преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, предусмотрена разработка Программы сокращения бедности с участием всех заинтересованных сторон. Уже разработан проект Концепции сокращения бедности в Узбекистане, которая включает критерии и методы расчета бедности, эффективные инструменты ее сокращения на основе международного опыта.
Вместе с тем, Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) был реализован пилотный проект по сокращению бедности, поддержке малообеспеченных и нуждающихся слоев населения в Букинском и Чиназском районах Ташкентской области, который основан на методологии лауреатов Нобелевской премии по экономике за исследование бедности А. Банерджи и Э. Дюфло. Отличительной чертой этой методологии является комплексность борьбы с бедностью. Переход на признанные в мировой практике методы борьбы с бедностью будет способствовать успешному ее искоренению в республике.
Большие изменения произошли и в сфере антимонопольной политики и содействия конкуренции. В начале 2019 года на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Госкомконкуренции) было создано три независимых учреждения. Среди них – Антимонопольный комитет Республики Узбекистан, которому переданы все полномочия по антимонопольному регулированию и который независим от других государственных структур, что соответствует международной практике.
Новый комитет уже проделал большой объем работы. Например, только за 2020 год были разработаны 32 проекта нормативно-правовых актов, изучены процедуры 3639 позиций государственных закупок, проведена оценка воздействия 528 проектов актов законодательства на конкуренцию, возмещены от злоупотребления доминирующим положением 958,8 млрд. сумов.
Кроме того, в структуре нового комитета налажена система выявления случаев недобросовестной конкуренции в различных сферах, нарушений законодательства при проведении госзакупок и тендеров, изучения товарных и финансовых рынков. Также, начиная с 2021 года, со стороны комитета планируется внедрение антимонопольного комплаенса в пилотном режиме на девяти крупных государственных предприятиях, таких как АО Uzbekistan Airways, АО UzAuto motors и другие. Подобная система широко практикуется в других странах, например в Китае, где на долю государственных предприятий приходятся 30% ВВП страны.
Антимонопольный комплаенс – это комплекс правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом предприятия и направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства. Другими словами, под комплаенсом можно понимать систему управления рисками внутри компании, что способствует снижению различных правонарушений.
Особо нужно отметить проведенную либерализацию внешней торговли, в том числе устранение нетарифных барьеров, акцизных сборов и неконвертируемости национальной валюты. Также произошли значительные изменения, касающиеся упрощений процедур торговли. К примеру, в некоторых случаях экспортеры могут осуществлять деятельность без экспортных контрактов. Кроме того, другие меры включают введение государственных субсидий на транспортные расходы экспорта до 50%, отмену таможенных платежей на все виды экспортируемых товаров и услуг, упрощение системы лицензирования экспорта, снижение таможенного сбора до 6,45%, создание веб-сайта «одно окно» для проведения экспортных и импортных операций и другие. Результаты подобных смягчений не заставляют себя ждать. По данным Всемирного банка, если в 2016 году экспорт товаров и услуг составлял 15% от ВВП, то уже в 2019 году данный показатель достиг 31%. Среди стран СНГ самый высокий рост доли экспорта в ВВП за 2016-2019 годы наблюдался в Узбекистане (табл. 3).
Если в 2017 году внешнеторговый оборот Узбекистана составлял 26,9 млрд. долларов, то в 2019 году он достиг 42,2 млрд. долларов, увеличившись на 15 млрд. долларов. Это наиболее высокие показатели страны за всю ее историю. За период 2017-2019 годов наблюдались и значительные изменения в структуре экспорта (рис. 2). В частности, возросла доля продовольственных товаров на 1,5%, энергоносителей и нефтепродуктов на 1,3%, черных металлов и изделий из них на 0,8%. При этом отмечалось снижение доли хлопка-волокна на 2,2%, химической продукции на 2,1% и цветных металлов на 0,8%. Данная диверсификация структуры экспорта объясняется наращиванием экспорта отечественной готовой продукции.
Произошли также масштабные реформы в сфере денежно-кредитной политики страны. За последние годы были приняты меры по стабилизации уровня инфляции. После девальвации сума в 2017 году и введения свободной конвертации инфляция в 2018 и 2019 годах оставалась в пределах 14-15%, но уже в 2020 году она снизилась до 11%.
В 2019 году Президентом Узбекистана был подписан Указ «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования». Переход на инфляционное таргетирование позволяет снизить уровень инфляции до 10% в 2021 году и до 5% в 2023-м. На сегодняшний день режим инфляционного таргетирования используется рядом развитых стран, таких как Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия и др. Стоит отметить, что инфляционное таргетирование косвенно влияет и на другие экономические показатели. Так, по оценкам главного экономиста Центрального банка Исландии Г. Петурссона, после введения странами инфляционного таргетирования колебания темпов экономического роста снижаются, причем наибольший эффект наблюдается в странах с формирующейся рыночной экономикой (табл. 4).
Следовательно, успешность денежно-кредитной политики в Узбекистане требует полноценного внедрения инфляционного таргетирования не только с точки зрения стабилизации цен, но и c точки зрения улучшения общей макроэкономической устойчивости страны.
В последние годы правительство Узбекистана начало уделять особое внимание укреплению прав частной собственности и развитию частного предпринимательства. Если взглянуть на основные показатели, то количество действующих малых предприятий и микрофирм выросло с 229 тыс. в 2017 году до 334 тыс. в 2019 году. Удельный вес малого предпринимательства в ВВП остается на уровне 60% за последние три года. Удельный вес в инвестициях за те же годы вырос с 34,8 до 47%, в строительстве – с 66,2 до 75,4%, экспорте – с 22 до 27,2%.
На развитие частного сектора направлено и создание на сегодняшний день 23 свободных экономических зон (СЭЗ), которые предусматривают широкий ряд льгот для частных инвесторов, включая освобождение от уплаты ряда налогов (на имущество, земельный налог и т.д.), от уплаты таможенных платежей, отсрочки уплаты НДС и другие.
Важнейшим шагом в проводимых реформах является введение частной собственности на землю. Так, Указом Президента от 10.01.2019 года «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации» разрешена приватизация земельных участков, что, с одной стороны, способствует комплексному совершенствованию земельного законодательства, а другой – является важным фактором стимулирования внешних и внутренних инвестиций.
В заключение хотелось бы отметить, что широкомасштабные реформы, проводимые правительством Узбекистана, оцениваются и находят поддержку со стороны мирового сообщества. Среди этих оценок и Индекс Бертельсманна, в росте которого отразилось множество аспектов экономической трансформации, происходящей в последние годы в Узбекистане.
В стране/Экономические реформы
Ферузбек Давлетов, Центр экономических исследований и реформ
Журнал "Экономическое обозрение" №2 (254) 2021г.