Государственное регулирование экономики по адресности разделяется на прямые (осуществление контроля и непосредственное управление) и косвенные методы (монетарная и фискальная политика). Институт лицензирования является одним из прямых методов государственного регулирования и административно-правовым институтом, а также имеет гражданско-правовую природу. В зарубежной практике лицензирование также является элементом внешнеэкономической деятельности, который предусматривает выдачу разрешения на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени (т.е. является частью процесса квотирования).
С экономической точки зрения, лицензирование производства продукции и оказания услуг способствует удорожанию себестоимости из-за дополнительных расходов, тем самым повышая цены. Например, либертарианцы, в частности Милтон Фридман, часто критикуют агентства, выдающие лицензии, за создание барьеров для доступа на рынок специалистов, которые могут не располагать ресурсами для получения необходимой лицензии. Согласно Фридману, лицензии и разрешения стали настолько обременительными из-за законодательства, которое благоприятствует уровню жизни богатого населения, что они ведут к росту цен для потребителей среднего уровня жизни.
Государственное регулирование экономики посредством лицензирования предоставляет возможность получать больше прибыли предприятиям, имеющим лицензии, в отличие от предприятий, их не имеющих, по сути, создавая для первых преференциальный режим. В этом случае часть прибыли предприятий, имеющих лицензии, можно рассматривать в качестве рентного дохода, который также отражается на цене продукции. При этом появляется потенциальный риск разделения данной прибыли предприятия с чиновниками, которые получают платежи при выдаче лицензий.
А.Сайн, А.Гиллис и Э.Уоткинс в докладе «12 маркеров коррупции при выдаче лицензий и контрактов в добывающем секторе» утверждают, что коррупция при выдаче лицензий и контрактов в добывающей отрасли:
Дополнительными примерами появления аналогичной ситуации могут служить лицензии на спиртные напитки, разрешения на ввоз продукции и другие.
Отношения, связанные с лицензированием, регулируются Законом Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», который был принят в 2000 году. В соответствии с данным законом, лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу. Действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие:
Виды деятельности, которые потенциально носят риск нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, здоровью граждан и общественной безопасности, а также виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, законом определены в качестве лицензируемых видов деятельности.
Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II утвержден перечень 61 вида деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Для предоставления интерактивных услуг в сфере лицензирования и разрешительных процедур, а также в целях предоставления удобств соискателям лицензии, в 2017 году был запущен портал license.gov.uz – комплекс информационных систем «Лицензия». Портал является единой точкой доступа автоматизации оформления лицензий и разрешений в электронном виде.
Отношения в области разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности регулируются Законом Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности».
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», разрешительные требования и условия – это совокупность установленных законодательством требований и условий, выполнение которых субъектом предпринимательства обязательно при совершении действия и (или) осуществлении определенной деятельности на основании документа разрешительного характера.
Примечательно, что в законодательстве не существует конкретных критериев, отличающих отнесения определенного вида деятельности к лицензируемым видам деятельности или к деятельности, на осуществлении которых требуются разрешение.
Например, к деятельности, для совершения которой необходимо прохождение разрешительных процедур, могут быть отнесены деятельность субъектов предпринимательства, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам субъектов предпринимательства, жизни и здоровью граждан, общественной безопасности и вреда окружающей среде, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме разрешительных процедур.
Для дальнейшего совершенствования института лицензирования и выдачи разрешений представляется целесообразным рассмотреть следующие предложения.
Мухаммад Бабаджанов, ЦЭИР Экономическое обозрение №2 (242) 2020