Коллегия Евразийской экономической комиссии 31 марта приняла решение о введении запрета на экспорт с территории ЕАЭС ряда сельскохозяйственных и пищевых товаров с целью предотвращения дефицита. Запрет устанавливается до 30 июня.
Импорт Узбекистана по запрещенным к вывозу товарам из ЕАЭС
Наименование |
Код ТН ВЭД |
Импорт из ЕАЭС (тыс. долл.) |
||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||
Лук репчатый |
0703 10 110 0 0703 10 190 0 |
5,4 |
23,5 |
|
Чеснок |
0703 20 000 0 |
- |
- |
- |
Репа |
0706 10 000 9 |
- |
- |
- |
Рожь |
1002 |
11,6 |
- |
- |
Рис |
1006* |
6,3 |
1 164,6 |
1 209,7 |
Гречиха |
1008 10 000 |
- |
- |
- |
Просо |
1008 21 000 0 1008 29 000 0 |
1,3 |
9,4 |
6,4 |
Крупа, мука крупного помола и гранулы из зерна злаков |
1103 (кроме 1103 19 500 0, 1103 20 500 0 |
1 118,3 |
1 377,4 |
1 677,0 |
Гречневое зерно обрушенное |
1104 29 300 0 |
63,0 |
130,3 |
229,6 |
Соевые бобы дробленые или недробленые |
1201 |
3 124,3 |
5 886,2 |
7 275,1 |
Семена подсолнечника дробленые или недробленые |
1206 00 |
39 185,4 |
54 099,4 |
76 240,3 |
Готовые пищевые продукты из гречки |
1904 90 800 0 |
29,1 |
33,1 |
88,6 |
*за исключением импорта риса из Республики Казахстан, т.к. на Казахстан запрет по вывозу риса не распространяется.
Запрет на вывоз таких товаров как лук репчатый, чеснок, репа, рожь, гречиха, просо, готовые пищевые продукты из гречки на продовольственной ситуации в Узбекистане никак не отразится, так как Узбекистан данные товары либо не импортирует совсем, либо закупает их в странах ЕАЭС в незначительных объемах.
Некоторые опасения вызывают запреты на экспорт риса, соевых бобов и семян подсолнечника, которые Узбекистан завозит из стран ЕАЭС в относительно существенных объемах для потребления или в качестве сырья для собственного производства.
Рис. Всего в 2019 г. Узбекистан импортировал риса на сумму 13,8 млн. долл., из них из ЕАЭС – 9,3 млн. долл., в том числе из Казахстана – 8,1 млн. долл. (всего риса в 2017 г. было импортировано на 27,8 тыс. долл., а в 2018 г. – 6,3 млн. долл.). За январь-февраль 2020 г. было импортировано риса на сумму 13,8 тыс. долл., в основном из Казахстана, Пакистана и России.
Как видно из графика, импорт риса с середины прошлого года снижался и в первые месяцы текущего года оставался низким, что может объясняться хорошим урожаем риса в 2019 г., тогда как в 2018 г. в связи с засухой урожай риса был незначительным, что вызывало необходимость импортировать больше риса из-за рубежа. В связи с этим нехватка риса в стране не ожидается. Кроме того, Казахстан в 2018-2019 гг. являлся основным поставщиком риса в Узбекистан, а введенный ЕАЭС запрет на экспорт риса не распространяется на рис, произведенный на территории Казахстана.
Соевые бобы и семена подсолнечника в Узбекистане в значительных объемах не выращиваются. Большая часть производимой из данного сырья продукции – в основном растительное масло – завозится из-за рубежа, а основными поставщиками являются как раз страны ЕАЭС – Россия и Казахстан.
Отечественная масложировая отрасль производит продукцию как для пищевой промышленности, так и для ряда отраслей экономики. Она включает производство семян масличных культур, производство и переработку растительных масел в различные виды продукции – пищевые и технические растительные масла, маргарины, промышленные жиры, майонезы, глицерин, сырые и дистиллированные жирные кислоты, моющие средства и прочее. Из материалов, представленных на сайте ассоциации «Узёгмойсаноат» следует, что годовая потребность страны в масложировой продукции составляет свыше 400 тыс. тонн, средняя норма потребления растительного масла только на потребительском рынке составляет не менее 14 кг на душу населения в год. Кроме этого, потребность перерабатывающей промышленности составляет около 250 тыс. тонн в год. В стране функционирует более 240 масложировых предприятий на которых заняты 15 тыс. человек. Существующие мощности по производству растительного масла составляют 425 тыс. т. в год. При этом, в стране производится порядка 280 тыс. тонн растительного масла, из них 82 тыс. тонн подсолнечного масла. Остальное покрывается за счет импорта. По данным Госкомстата РУз, в 2019 г. было произведено 159,5 тыс. т. растительного (рафинированного) масла, в то время как в 2018 г. 185,1 тыс. т. За первые два месяца текущего года было произведено 26,7 тыс. т., также с сокращением относительно аналогичного периода прошлого года на 9,1%.
Между тем, производство растительного масла, в частности, соевого и подсолнечного, также зависит от импорта сырья. Производственные мощности в 2019 г. позволяли перерабатывать 800 тыс. тонн семян сои и подсолнуха. Несмотря на увеличение площадей под нетрадиционные для Узбекистана масличные культуры, в настоящее время собственной сырьевой базы для загрузки производственных мощностей все еще недостаточно. За 2019 г. было импортировано 269 тыс. т. семян подсолнечника и 17 тыс. т. семян сои, то есть 35% от перерабатывающих мощностей приходится на импортируемое сырье, а в условиях неполной загрузки существующих мощностей доля импортного сырья в объеме производства будет выше.
Соевые бобы дробленые или недробленые в 2019 г. импортированы на сумму 7,3 млн. долл., при чем, 99% импорта из стран ЕАЭС – России и Казахстана. В первые месяцы текущего года импорт увеличился. Так как соевые бобы у нас используются для производства растительного масла, то, в случае отсутствия на данный момент запасов соевого сырья в республике, можно говорить о том, что введенный ЕАЭС запрет негативно скажется на производстве отечественного масла и приведет к увеличению импорта соответствующей готовой продукции.
Семена подсолнечника. Узбекская масложировая отрасль зависит от импорта семян подсолнечника. Основными поставщиками являются Казахстан и Россия. В 2019 г. было импортировано на сумму 78 млн. долл., из которых на страны ЕАЭС приходится 76,2 млн. долл. При этом в первые два месяца текущего года отмечается значительное сокращение импорта относительно аналогичного периода прошлого года. На фоне этого ежегодно увеличивается импорт готового подсолнечного масла.
Таким образом, в случае, если у масложировых предприятий в настоящее время отсутствуют запасы сырья, то ситуация с прекращением импорта семян из стран ЕАЭС может негативно сказаться на отечественном производстве подсолнечного масла и увеличится его импорт. Это вынудит отечественных производителей диверсифицировать географию импорта сырьевых товаров. Кроме того, нужно быть готовыми к тому, что данный запрет в случае негативного развития эпидемиологической ситуации в странах ЕАЭС, может быть продлен. Также, вполне возможным может стать и расширение перечня запрещенных к вывозу товаров ЕАЭС.
Говоря о рисках от введенного ближайшими торговыми партнерами запрета на экспорт ряда видов сельскохозяйственной продукции, необходимо также отметить и предпринимаемые в стране меры по снижению негативного влияния внешних факторов на импортозависимые отрасли экономики и продовольственный рынок страны.
Так, в масложировой отрасли активно проводится политика локализации и импортозамещения производства. В предыдущие годы на предприятиях были внедрены современные технологии производства, принимались меры по расширению сырьевой базы. Предприятиями ассоциации в 2019 г. произведено 21 тыс. тонн локализованной продукции по 6 проектам с замещением импорта на более чем 10 млн. долл. В стадии реализации на предприятиях ассоциации в 2019 г. находились более 140 инвестиционных проектов. В последующие годы ожидается увеличение производства локализованной продукции. В планах увеличить сбор масличного сырья с 51 тыс. т. в 2019 г. до 100 тыс. т. в 2021 г. Кроме того, планируется к 2023 г. увеличить мощности по переработке подсолнечных семян до 1,1 млн. тонн в год. Необходимо также отметить, что в рамках проводимых реформ предприятиям отрасли предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей на импорт масличного сырья, отсрочки по уплате НДС при импорте оборудования, комплектующих изделий, материалов, не производимых в республике и используемых при производстве масложировой продукции.
Однако, в условиях сохранения импортозависимости ряда отраслей и предпринимаемых мер в ответ на COVID-19, предприятиям, оказавшимся в сложных условиях без дополнительной государственной поддержки справиться будет трудно. Государство приняло широкий перечень антикризисных мер, которые позволят предприятиям в трудных условиях сохранить производство и занятость. Среди них необходимо отметить:
- мораторий сроком до 1 октября 2020 года на инициирование процедур банкротства и объявления банкротом предприятий, столкнувшихся с финансовыми затруднениями в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции;
- отсрочка по уплате и приостановления начисления пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами;
- отсрочка задолженности по кредитам;
- приостановление применения штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям;
- разрешение субъектам предпринимательства осуществлять в течение 2020 года разовые операции по импорту технологического оборудования и сырьевых товаров в обмен на погашение просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям;
- прохождения таможенной очистки в ускоренном порядке.
Также нельзя не отметить, что одна из основных задач государства - обеспечение продовольственной безопасности в стране, и в этом направлении также принимаются соответствующие меры. В текущей ситуации ответственными министерствами и ведомствами установлен мониторинг за объемами производства сырьевых ресурсов для производства потребительских товаров, определен перечень и необходимые объемы продовольственных товаров для закупок по импорту и осуществления интервенции на рынок. На ряд продовольственных товаров были установлены нулевые ставки таможенных пошлин до 31 декабря 2020 г. Среди них и растительные масла. В стране создан достаточный запас продовольственных товаров, в том числе импортируемых. В мае-декабре прошлого года в страну было импортировано 116 тысяч тонн семян подсолнуха, 7 тысяч тонн сои, 15 тысяч тонн риса, 2,6 тысячи тонн крупы.
Резюмируя необходимо подчеркнуть, что введенный ЕАЭС запрет на вывоз вышеуказанных приведенных товаров может создать некоторые трудности для отечественных производителей, однако в целом на продовольственную безопасность в краткосрочном периоде какого-то серьезного влияния не окажет. К тому же, негативные эффекты позволит снизить государственная поддержка, предоставляемая отраслям и в частности, масложировой как в рамках проводимых реформ, так и в рамках противодействия коронавирусу. Принимаемые меры, как ожидается, позволят предприятиям, сталкивающимся с трудностями на внешних рынках, в частности импортерам сырья, сохранить производство, рабочие места, что в конечном итоге не позволит подорвать продовольственную безопасность страны.