CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Не оставлять никого без поддержки

Социальное давление пандемии

Наиболее глобальное разрушающее воздействие пандемия и сопровождающие ее карантинные ограничения оказывают на уровень жизни и доходы населения. По оценкам МОТ, во всем мире свыше 436 млн. предприятий сталкиваются с высокими рисками серьезных сбоев в работе. С апреля по июнь 2020 года рабочее время в мире уменьшится на 10,5%, по сравнению с IV кварталом 2019-го. Такое снижение сопоставимо с потерей около 305 млн. рабочих мест.

По данным компании McKinsey, под угрозой оказались рабочие места почти 59 млн. европейцев. Около четверти работников, занятых в частном секторе, могут быть уволены или отправлены в неоплачиваемый отпуск. В Великобритании уровень безработицы уже вырос в десять раз, в Австрии количество граждан, официально вставших на биржу труда, превысило 12%. Уровень безработицы в США достигает 20%, хотя еще в начале года этот показатель составлял 3,5%. В России количество безработных может увеличиться с 3,7 до 5-6 млн. человек.

По данным доклада Международной организации труда, из-за пандемии 1,6 млрд. человек во всем мире рискуют остаться без средств к существованию. В результате закрытия предприятий и прекращения работы бизнеса почти половина рабочей силы в мире может лишиться дохода. Особенно тяжелая ситуация складывается в неформальном секторе экономики. «По оценкам, за первый месяц кризиса доходы работников неформального сектора экономики сократились в среднем по миру на 60%. Это означает падение доходов в Африке и Северной и Южной Америке на 81%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 21,6%, в Европе и Центральной Азии — на 70%. Без альтернативных источников заработка эти работники и их семьи полностью лишатся средств к существованию», — отмечают специалисты МОТ.

Также в числе наиболее пострадавших оказывается сектор трудовой миграции. По данным отчета Всемирного банка, объем средств, пересылаемых на родину трудовыми мигрантами во всем мире, в 2020 году упадет примерно на 20%. Ожидаемое падение будет самым значительным в современной истории. Всемирный банк прогнозирует, что денежные переводы в страны с низким и средним уровнями доходов упадут на 19,7% — до $445 млрд. В целом, число бедного населения в мире рискует увеличиться вдвое, или на 500 миллионов человек.

Приоритет социальной защиты

В нашей стране в результате карантина значительно сократились объемы производства и оказания услуг на 196 тысячах предприятий, приостановили свою деятельность около 95 тысяч индивидуальных предпринимателей. Особенно сильно пострадала сфера услуг, в которой остановили свою деятельность или значительно потеряли в выручке 13 тысяч предприятий общего питания, 45 тысяч предприятий торговли, 19 тысяч сервисных, 7 тысяч транспортных предприятий. В результате значительно выросло число безработных. В период карантина число обращений в центры занятости возросло до 150 тысяч, что в три раза больше, чем в январе-феврале этого года.

При этом надо учитывать, что в Узбекистане уровень бедности и так достаточно высок. В ходе видеоселекторного совещания 27 февраля Президент Узбекистана отметил, что 12-15 процентов, или 4-5 миллионов населения нашей страны, находятся в состоянии бедности. Это означает, что их ежедневный доход не превышает 10-13 тысяч сумов. По оценкам Всемирного банка, влияние коронавирусной инфекции через снижение доходов населения и денежных переводов увеличит уровень бедности в 2020 году.

В этих условиях первостепенную роль приобретают вопросы социальной защиты населения, которые буквально с первых дней распространения коронавирусной инфекции находились в центре внимания руководства страны. Уже 19 марта 2020 года был принят Указ Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики короновирусной пандемии и глобальных кризисных явлений». Указом был создан Антикризисный фонд в объеме 10 трлн. сумов для финансирования мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, поддержке предпринимательства и занятости населения. Для выдачи льготных кредитов предпринимателям было направлено 500 млрд. сумов, 200 млрд. сумов были перечислены в Фонд общественных работ для адресного создания временных рабочих мест для населения.

3 апреля 2020 года был принят Указ Президента «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», которым, в частности, была продлена на срок 6 месяцев выплата пособий семьям с детьми, пособий по уходу за ребенком и материальная помощь, срок выплаты которых заканчивается в марте-июне текущего года. Согласно этим двум постановлениям, число семей с детьми, которым положены пособия и материальная помощь, увеличено с 595 до 655 тысяч, то есть на 60 тысяч. Родителям, помещенным в карантин, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы. Вместе с тем, продлены сроки выплат по кредитам населения на сумму 3 триллиона 260 миллиардов сумов.

На время действия карантина была приостановлена деятельность образовательных заведений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из государственного бюджета, с сохранением заработной платы их работникам. Своевременно продолжают получать зарплату 1 040 сотрудников этих учреждений. Было принято специальное постановление Президента, направленное на социальную поддержку медицинских работников, которым введена ежедневная доплата в 6% от месячного оклада, а также поощрительные выплаты медицинским и другим работникам, участвующим в мероприятиях по борьбе с коронавирусом. Также на период карантина Перечень основных продуктов питания и товаров гигиены для бесплатного обеспечения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, дополнен комплектами защитных и гигиенических средств.

Всего же в период карантина за счет Фонда содействия занятости и Фонда общественных работ обеспечена занятость 141 тысячи 800 безработных граждан, им выплачена заработная плата на сумму 43 миллиарда 225 миллионов сумов. При этом центрами координации спонсорской деятельности 219 тысячам семей розданы продукты питания и санитарно-гигиенические товары.

В настоящее время в Кабинете Министров продолжается работа по внесению новых изменений в действующий порядок назначения и выплаты социальных пособий, направленных на упрощение процедуры оценки нуждаемости семей в получении социальных пособий, в том числе и за счет сокращения документов, необходимых для получения пособия.

Группы риска пандемии

Вместе с тем, прямая государственная помощь не всегда может по объективным обстоятельствам дойти до всех групп людей, доходы которых резко упали из-за коронавирусной инфекции и карантинных мер, принимаемых как в стране, так и за рубежом. Прежде всего, это касается неформальной экономики и трудовой миграции. Учет доходов граждан, занятых в этих секторах, по объективным причинам весьма затруднен, что вызывает сложности в определении в их отношении критериев, по которым выделяется социальная поддержка со стороны государства.

Даже в самых развитых государствах мира «теневая» экономика составляет не менее 7,5% ВВП. По данным исследования, по инициативе ПРООН в 2019 году было выяснено, что размеры «теневой» экономики Узбекистана варьируются между 40 и 50% по отношению к ВВП. По данным Международной негосударственной некоммерческой организации BUYUK KELAJAK, в 2019 году размер «теневой» экономики в Узбекистане достиг 50% ВВП. По данным Всемирного банка, общее число занятых в Узбекистане в 2019 году составило 13,2 млн. человек. Из них неформально занятые – 7,9 млн. (59,8%) и формально занятые – 5,3 млн. (40,2%). То есть больше половины экономически активной рабочей силы страны не охвачены работой в официальном секторе экономики, не имеют социальную страховку, что делает их особенно социально уязвимыми в условиях карантина.

Трудовая миграция имеет важное значение для Узбекистана, так как обеспечивает приток валютных поступлений и доходы семей мигрантов в Узбекистане. Только в России, по различным данным, находятся более 2 млн. трудовых мигрантов из Узбекистана. Из-за ситуации с пандемией коронавируса многие трудовые мигранты не могут вернуться на родину и имеют меньше возможностей для заработка по причине введенного в России режима самоизоляции, что значительно сокращает их возможности по поддержке семей. Причем вернувшиеся на родину мигранты сталкиваются с отсутствием работы. Всемирный банк прогнозирует, что денежные переводы, являющиеся жизненно важным источником доходадля многих беднейших домохозяйств, сократятся из-за пандемии более чем на 50%.

Руководящие органы Узбекистана стараются смягчить эту проблему. В апреле Сенат Олий Мажлиса Узбекистана обратился к Совету Федерации России с целью «оказать содействие в вопросе предоставления российской стороной отсрочки по выплате авансовых платежей налога на доходы физических лиц по патентам до завершения карантина и восстановления рынка труда, а также до завершения карантина не привлекать трудовых мигрантов к административной ответственности за несвоевременное переоформление патентов на трудовую деятельность». Однако это не решает проблему сокращения доходов семей мигрантов и трудоустройства возвращающихся мигрантов.

Для решения проблем групп населения, как занятых в неформальной экономике, так и связанных с трудовой миграцией, которых можно отнести к категории самозанятых, государство предпринимает существенные усилия. Так, в ходе видеоселекторного совещания Президентом была подчеркнута необходимость создания удобной и простой правовой системы для поддержки и легализации деятельности самозанятых людей.

Если ранее самозанятым гражданам было разрешено заниматься 85 видами деятельности, то на совещании было дано указание разрешить им все виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законодательством, а также внедрить механизм уведомительной регистрации самозанятых. Также на ассоциацию «Хунарманд», Министерство инвестиций и внешней торговли была возложена задача создания онлайн-платформы для сбыта ремесленнических изделий за рубежом под брендом Узбекистана. В категорию самозанятости также попадает фрилансерская деятельность, которая сталкивается с рядом препятствий, в частности, при дистанционном открытии счета в банке, приеме платежей. В связи с этим было поручено создать различные льготы и преференции для подобных категорий работников.

Тем не менее, масштабы сокращения экономической активности, снижающийся уровень доходов населения и потребительского спроса не позволяют в полной мере предотвратить резкого падения жизненного уровня и доходов ставших особо уязвимыми групп населения только за счет государственной социальной поддержки и поддержки самозанятости. Может помочь улучшить положение в этой сфере расширение создания новых рабочих мест частным сектором и благотворительность со стороны тех предпринимателей и коммерческих структур, которые могут себе это позволить.

Однако государство не снимает с себя ответственности за оказание поддержки и этим группам населения, несмотря на то, что значительная часть этих групп не выплачивала полностью налоги. Но, не имея возможности оказывать эту поддержку напрямую, государство предоставляет возможность для бизнеса оказывать соответствующую поддержку гражданам, компенсируя его затраты в этом направлении через различные льготы и преференции по налогам, лизингу, кредитам, доступу к необходимым ресурсам, то есть за счет сокращения поступлений в бюджет. По данным международных организаций, предприниматели на 12 процентов больше жертвуют на благотворительность, в случае если государством за это предоставляются различные преференции. И этот механизм уже эффективно задействован в Узбекистане.

Социальное партнерство государства и бизнеса

20 апреля Президентом Узбекистана Ш.М. Мирзиёевым была выдвинута инициатива создания общенародного движения «Саховат ва кўмак» («Доброта и поддержка») для оказания на добровольной основе адресной благотворительной и спонсорской помощи малообеспеченным и нуждающимся семьям. Для реализации этой инициативы постановлением правительства от 22 апреля был образован Фонд «Саховат ва кўмак». Средства Фонда формируются за счет спонсорских и благотворительных средств юридических и физических лиц и пойдут, в первую очередь, на оказание адресной помощи в период карантина многодетным и нуждающимся в социальной защите семьям, лицам с инвалидностью, одиноким престарелым, временно безработным, потерявшим доход. Эти категории населения получат поддержку деньгами, продуктами питания, повседневными потребительскими товарами и лекарствами. Распорядителями средств Фонда являются Попечительский совет Фонда «Махалла», на уровне областей, районов и городов – соответствующие Кенгаши народных депутатов. Деятельность общенародного движения «Доброта и поддержка» осуществляется в сотрудничестве с территориальными отделениями Торгово-промышленной палаты, банков, ведомств социальной защиты.

27 апреля 2020 года вышел Указ Президента «О дополнительных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии». Этим указом установлено, что безвозмездная передача фондам «Махалла», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик», а также физическим лицам, находящимся в перечне лиц, нуждающихся в социальной поддержке, денежных средств, товаров и услуг, не будет учитываться при исчислении налога на прибыль. Товары и услуги, передаваемые в благотворительных целях, не включаются в объект обложения по налогу с оборота и освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Указом также установлено, что безвозмездная помощь не рассматривается в качестве дохода физических лиц, если лица, получающие помощь, включены в перечень физических лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Физическим лицам предоставляется право на беспроцентную отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц, полученные от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений субъектам предпринимательства, деятельность которых приостановлена в период коронавирусной пандемии. При этом сумма предоставляемой отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц подлежит оплате равными долями в срок до 1 апреля 2021 года.

Кроме того, указом вводится порядок, согласно которому в 2020 году сумма материальной помощи, не облагаемой налогом на доходы физических лиц, выплачиваемая работнику, увеличивается с 4,22- до 7,5-кратного минимального размера оплаты труда. Также списывается задолженность пенсионеров по излишне выплаченным пенсиям, выявленная по результатам проверок, по состоянию на 20 апреля 2020 года.

По поручению Президента создан оперативный объединенный штаб Министерства экономического развития и сокращения бедности и Государственного налогового комитета по координации деятельности министерств и хокимиятов, на который возложена задача составления перечня оставшихся без работы и нуждающихся в помощи граждан по каждому району и городу, а также организации адресной помощи в рамках движения «Саховат ва кўмак», включая трудоустройство людей, которые были безработными и до карантина или зависели от ежедневного заработка.

Заключение

Таким образом, анализируя социальную политику, проводимую в условиях пандемии, можно констатировать, что она использует все возможные механизмы и инструменты, позволяющие смягчить снижение доходов и уровня жизни как можно большего числа граждан всех групп населения, особенно наиболее уязвимых слоев. И использование механизма социального партнерства государства и бизнеса расширяет возможности проводимой политики в этом направлении.

По поступающим сообщениям, создание общенародного движения «Саховат ва кўмак» («Доброта и поддержка») получило широкое одобрение общественности. Уже многие предприниматели активно оказывают содействие государству в оказании помощи уязвимым слоям населения, в том числе участвуя в деятельности Центра координации спонсорской деятельности, созданного при Министерстве поддержки махалли и семьи. Причем необходимо подчеркнуть особо, что эта инициатива реализуется исключительно на добровольной основе и любые действия, направленные на принуждение бизнеса к спонсорской помощи, будут жестко пресекаться.

Создание предпринимателями новых формальных рабочих мест, ввиду предоставляемых государством преференций, также станет важным фактором сокращения «теневого» сектора и неформальной занятости в экономике, что в интересах работающего по всем правилам бизнеса. Так, по опросу топ-менеджеров, проведенному Всемирным банком в прошлом году, 21,5% респондентов считали, что конкурируют с незарегистрированными или неформальными предприятиями, а для 11,5% опрошенных основным препятствием в ведении бизнеса назвали деятельность конкурентов в «теневом» секторе.

Вместе с тем, как было указано Президентом, «мы должны без промедления решать такие актуальные вопросы, как гарантированное обеспечение 34-миллионного народа продуктами питания и другим необходимым, недопущение снижения доходов граждан, поддержка нуждающихся в помощи соотечественников». И работа в этом направлении ведется. Президентом было указано на возможность создания 14 тысяч новых рабочих мест за счет организации сельскохозяйственных кооперативов и домашних теплиц. При этом государство предоставит отсрочку или рассрочку по налогам либо кредиты тем фермерам и предпринимателям, которые будут помогать бедным семьям вести хозяйство на приусадебных участках, выделять наделы в своих землях для выращивания повторных культур, содействовать надомному труду. В целом же, в стране имеется возможность создания 52 тысяч рабочих мест за счет расширения садов, виноградников и теплиц на 26 тысячах гектаров, 785 тысяч рабочих мест в шелководческой отрасли, 75 тысяч рабочих мест в сферах строительства и инфраструктуры. Была поставлена задача охватить сезонными работами 110 тысяч человек, общественными работами – 167 тысяч.

Решение поставленных задач в этом направлении позволит не только значительно смягчить социальные последствия пандемии, но и будет способствовать расширению экономического потенциала страны за счет создания новых рабочих мест и увеличения производимой продукции, что в перспективе позволит повысить доходы и жизненный уровень населения.

Виктор Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №6 (246) 2020

...