В результате локдауна практически одновременно во всех странах произошли скачкообразный рост безработицы и спад производства. Все это привело к экономическим трудностям в глобальном масштабе. Узбекистан не стал исключением. Однако согласно обновленным прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) в октябре текущего года прогноз роста мировой экономики в 2020 году улучшился по сравнению с предыдущим показателем и сформировался на уровне 4,4 процента (-5,2 процента).
С точки зрения устойчивости к тяжелым внешним и внутренним экономическим условиям минувший период текущего года стал сложным для страны. Как известно, с самого начала правительством был принят ряд мер по укреплению системы здравоохранения, усилению социальной защиты, а также по реализации гибкой фискальной и монетарной политики. Все это позволило смягчить влияние пандемии на социально-экономическую ситуацию в стране, что в свою очередь обеспечило предотвращение глубокого экономического кризиса и сохранение положительных темпов роста. В частности, Международные финансовые институты, включая Всемирный банк, прогнозируют: экономический рост в Узбекистане сформируется на уровне 0,6 процента в 2020 году и 6 процентов - в 2021-м. В свою очередь МВФ прогнозирует рост на 0,7 процента в 2020 году и 5 - в 2021-м.
По предварительным оценкам Министерства экономического развития и сокращения бедности Узбекистана, к концу 2020 года экономический рост ожидается в пределах 1-1,5 процента, а в 2021-м - на уровне 5,1. Об этом свидетельствуют и макроэкономические показатели, сформированные за девять месяцев этого года.
Экономическая ситуация за январь-сентябрь 2020-го, по предварительным данным, показывает, что ВВП Узбекистана в текущих ценах составил 408,3 трлн сумов, демонстрируя реальный рост в 0,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это стало возможным в основном за счет роста сельского хозяйства на 3,4 процента и строительства на 8,6. Тем не менее за отчетный период рост в промышленности снизился на 2,7 процента, а сфере услуг - на 0,7.
Из-за карантинных ограничений за январь-сентябрь текущего года реальный объем производимой продукции сократился на 2,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако уже в сентябре объем производства в реальном выражении вырос на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составил 33,1 трлн сумов.
В разрезе промышленных отраслей обрабатывающая промышленность выросла за отчетный период на 2,7 процента. Темпы роста в пищевой увеличились с 99,7 процента по итогам 8 месяцев и до 105,5 - по итогам 9 месяцев, строительных материалов - с 98,4 до 106,3 процента, химической продукции - со 100,8 до 102,7. Производство автомобилей - со 102,4 до 105,1 процента, а металлургическая промышленность - со 101,4 до 103,7 процента.
По предварительным данным, только в сентябре наблюдался значительный рост производства ряда товаров крупными предприятиями по сравнению с августом. В частности, увеличились объемы производства дизельного топлива (на 44,4 процента), газового конденсата (на 32,7), сжиженного газа (на 8,7), легковых специализированных автомобилей (на 15,5), хлопчатобумажных тканей (на 28,9), трикотажной или трикотажной верхней одежды (на 25,7) и другой продукции.
Однако увеличение отмечается не везде. Например, из-за того, что экспорт природного газа еще не восстановился, добыча нефти и газа упала почти на 32 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А это в свою очередь привело к резкому спаду производства в горнодобывающей промышленности.
Несмотря на это, результаты промышленного сектора в сентябре текущего года показывают, что в данной отрасли существуют ресурсы и возможности для поддержания положительного темпа до конца года.
С января по сентябрь рост объемов производства в отрасли составил 103,4 процента и ускорился на 1,2 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, темпы роста продукции сельского хозяйства ускорились на два процентных пункта и составили в текущем году 104,3 процента, а в рыбном хозяйстве - на 6,8 процентных пункта, составив 112 процентов, в животноводстве - на 0,3, составив - 102,3 процента.
Положительной динамике роста способствовало постановление главы государства «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности, рациональному использованию имеющихся ресурсов и государственной поддержке сельского хозяйства в период коронавирусной пандемии» от 1 мая 2020 года. Согласно документу земли, выведенные из эксплуатации и имеющие запасы подземных вод, выделены населению на льготных условиях для сельхозпроизводства. Внедрение данной процедуры привело к увеличению выращивания сельскохозяйственной продукции. В частности, производство овощей по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 200 тысяч тонн и составило за отчетный период 7,6 млн тонн с ростом в 2,7 процента. Фруктов и ягод - 2,1 млн тонн, в то время как рост составил 103,9 процента.
Нельзя не сказать и о существующих проблемах, связанных с запасами кормов, разведением и продуктивностью в животноводстве. Из-за них темпы роста объемов производства мяса в живом весе в республике за отчетный период замедлились на 0,5 процента, а производство яиц - на 3,6.
В результате воздействия карантинных ограничений данный сектор оказался наиболее пострадавшим. В частности, услуги общественного питания снизились на 16,6 процента, недвижимости - на 7,6, аренды и бытовых услуг населению - на 5,3 и 8 процентов соответственно. Однако уже в августе после небольшого смягчения карантинных мер зафиксирован рост объема платных услуг.
Таким образом, объем платных услуг по итогам 9 месяцев составил 157,1 трлн сумов, что на 1,8 процента превышает аналогичный показатель прошлого года. Это обусловлено в основном высокими темпами роста информационных (на 16,4 процента) и финансовых услуг (30,4). Только за сентябрь оказаны платные услуги на 22,1 трлн сумов, что на 9,7 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Здесь также стоит отметить: в результате своевременных мер ожидается, что к концу текущего года объем услуг сформируется примерно на уровне 2019-го. Положительная тенденция сохранится и в период пандемии из-за значительного увеличения объема коммуникационных, информационных и финансовых услуг.
Вследствие перебоев в деятельности хозяйствующих субъектов и замедления экономической активности в условиях пандемии реальные совокупные доходы населения в январе-сентябре нынешнего года снизились на 0,3 процента. За последние 9 месяцев оплата сверхурочных и других первичных расходов, финансируемых из бюджета, а также выплата пенсий и социальных взносов не позднее установленного срока стала важным фактором формирования реальных совокупных доходов населения. Это в свою очередь послужило профилактикой резкого падения внутреннего спроса в экономике.
За время пандемии снизился и объем внешней торговли. В частности, за январь-сентябрь он составил 27,5 млрд долларов, что ниже прошлогоднего показателя на 3,8 млрд долларов, или на 12 процентов. За 9 месяцев сократились и денежные переводы, и объем экспорта.
Нынешняя непростая ситуация привела к резкому увеличению бюджетных расходов. В частности, за январь-сентябрь 2020 года доходы Государственного бюджета достигли 94,4 трлн сумов, а расходы - 102,1 трлн. При этом 53,7 трлн, или 52,5 процента от общего объема бюджетных расходов, было направлено на социальную сферу.
Несмотря на трудности, до конца года будут приняты меры по дальнейшей поддержке предпринимательства в экономике, повышению экономической активности и увеличению бюджетных поступлений за счет эффективного использования производственных мощностей.
Продолжительность пандемии коронавируса и ее продолжающееся негативное влияние на мировую экономику остаются неясными как в IV квартале текущего года, так и в последующем периоде, что может привести к ряду сложностей в достижении ключевых экономических показателей. При этом, несмотря на пандемию, мировая экономика начнет восстанавливаться с 2021 года. Основная причина в том, что медицина значительно продвинулась в борьбе с коронавирусной инфекцией, уже наработана практика борьбы с COVID-19 и некоторого контроля над ним.
Что касается Узбекистана, то здесь при увеличении экономической активности с 2021 года ожидается, что экономический рост составит не менее 5,1 процента. Этот показатель может быть достигнут в основном за счет восстановления одного из самых пострадавших секторов в период пандемии - сектора услуг, рост которого ожидается на уровне 6,4 процента, запуска новых предприятий в промышленном секторе - 5,8, в строительном - 6,5 и в сельскохозяйственном - 2,7. Эти показатели могут быть достигнуты лишь путем правильного и качественного продолжения структурных реформ, начатых в каждой области.
Следует отметить, что основные направления и целевые индикаторы макроэкономической политики на 2021 год сформированы с учетом предположений о сохранении пандемии в наступающем году. В том числе ключевыми факторами в достижении прогноза послужат поддержка системы здравоохранения, постепенное расширение сферы социальной защиты, сохранение макроэкономической стабильности, принятие умеренных мер фискального стимулирования (сокращение бюджетного дефицита).
Copyright © 1999-2024 Center for Economic Research