1Статья директора ЦЭИР посвящена теме сотрудничества Узбекистана с Афганистаном в свете Инициативы по созданию при ООН постоянно действующего комитета по содействию социально-экономическому развитию Афганистана, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан в ходе выступления на 75-ой сессии Генассамблеи ООН.
Журнал "Экономическое обозрение" публикует перевод статьи на русском языке. ________________________________________________________________________________________________________________
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2020 года выступил[1] на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН). Глава государства обозначил основные приоритеты «афганской политики Ташкента» по мирному урегулированию в ИРА и сотрудничеству Узбекистана с этой страной, а также выступил с инициативой создания при ООН постоянно действующего комитета, который будет содействовать социально-экономическому развитию Афганистана.
Сегодня политика Узбекистана по экономическому восстановлению Афганистана посредством реализации совместных проектов в транспортной, экономической, энергетической и образовательной сферах получает высокую оценку международного сообщества.
О том как развивались экономические отношения Узбекистана с Афганистаном в последние годы в статье директора Центра экономических исследований и реформ Обида Хакимова.
Узбекистан всегда выступает за скорейшее установление мира и стабильности в Афганистане и вносит значительный вклад в восстановление и развитие экономики соседней страны, улучшение жизни ее народа путем наращивания объемов взаимной торговли и реализации крупных инфраструктурных и гуманитарных проектов. Мы рассматриваем восстановление экономики Афганистана в качестве непременного условия достижения долгосрочного и устойчивого мира в ИРА.
Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Узбекистаном и Афганистаном имеет большие перспективы и в последние три года динамично развивается.
Новая страница в узбекско-афганских отношениях открыта Президентом Узбекистана сразу после его избрания. Уже в январе 2017 года Кабул посетила правительственная делегация Узбекистана. За последние три года Президент Афганистана дважды приезжал в Ташкент с официальным и рабочим визитами. Кроме этого, главы двух государств регулярно проводят телефонные переговоры. Последний состоялся 2 августа. В ходе него уделено внимание активизации усилий по продвижению приоритетных инфраструктурных и инвестиционных проектов в целях содействия устойчивому развитию Афганистана и его активному вовлечению в региональные экономические процессы.
Особое внимание теме Афганистана было уделено также в выступлении Президента Ш.Мирзиёева на 75-й сессии Генассамблеи ООН, в котором он подчеркнул, что вопросы установления мира и стабильности в этой стране должны оставаться в центре внимания ОНН. В связи с этим, Президент Узбекистана предложил «создать при ОНН постоянно действующий комитет, который будет прислушиваться к мнению и чаяниям этого многострадального народа». При этом основной задачей данного комитета должно стать содействие социально-экономическому развитию Афганистана.
Создание при ООН постоянно действующего комитета по Афганистану (Комитет) позволит объединить усилия международного сообщества по оказанию содействия в восстановлении его экономики. В рамках деятельности Комитета можно будет разработать комплексную программу восстановления Афганистана и координировать ход её реализации. Учитывая, что в Афганистане пересекаются интересы многих стран, только консолидация их совместных усилий на достижение устойчивого и долгосрочного мира в этой стране, может привести к желаемому результату - стабилизировать ситуацию в Афганистане и создать условия для скорейшего восстановления его экономики. В связи с этим, создание Комитета - это очень своевременная и важная инициатива, которая позволит создать механизм по координации совместных усилий международного сообщества по урегулированию ситуации в Афганистане и переходу страны на путь мирного развития.
Как известно, в своей внешней политике Узбекистан уделяет приоритетное внимание развитию сотрудничества с Афганистаном в сфере торговли, транспорта, энергетики, вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические связи, что создает условия для формирования социально-экономической базы мирного процесса в ИРА. Мирный и стабильный Афганистан позволит реализовать в полном объеме потенциал трансрегионального сотрудничества, обеспечить взаимосвязанность на обширном пространстве Евразии, превратит Афганистан в мост между Южной и Центральной Азией. Кроме того, Узбекистан рассматривает программы экономического развития Афганистана, в том числе и трансрегиональные инфраструктурные проекты, не только в качестве драйвера экономического роста, но и ключевого фактора формирования консенсуса среди заинтересованных сторон о необходимости достижения долгосрочного мира в Афганистане.
В период обострения эпидемиологической ситуации по поручению Президента Узбекистана в Афганистан в начале апреля отправлен железнодорожный состав с 600 тонн гуманитарной помощи, включающей комплекты защитных комбинезонов, гипохлорид натрия в жидком виде, маски-респираторы, перчатки, пирометры, одежду для детей, а также продовольствие. Следует отметить, что это не первый гуманитарный груз, ранее в январе 2018 года Афганистану от узбекской стороны были безвозмездно переданы 25 автобусов и сельхозтехника, а в июне в связи неурожаем в этой стране из-за засухи в качестве гуманитарной помощи отправлено 3 тысячи тонн продовольственной пшеницы.
По данным Госкомстата[2] доля Узбекистана во внешней торговле Афганистана занимает 7,4 процента, а в общем афганском импорте - 8,3. В свою очередь доля Афганистана во внешней торговле Узбекистана - 1,5, а в общем экспорте 3,4 процента. При этом Узбекистан в торговле с Афганистаном имеет значительное положительное сальдо и за последние три года экспорт в эту страну вырос почти на 20 процентов.
Так, по итогам 2019-го объем взаимной торговли вырос на 2,2 процента и составил 617,6 млн долларов, в том числе экспорт - 614,7 млн, импорт - 2,9 млн. Только за первое полугодие 2020-го объем взаимной торговли между Узбекистаном и Афганистаном вырос еще на 24,1 процента, составив 332,9 млн долларов, в том числе экспорт - 331,7 млн, импорт - 1,22 млн.
Динамика товарооборота Узбекистана с Афганистаном (в млн. долл.)
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Товарооборот |
673,7 |
601,8 |
445,1 |
519,7 |
617,1 |
604,6 |
617,6 |
экспорт |
669,3 |
601,0 |
444,4 |
517,3 |
614,9 |
602,5 |
614,7 |
импорт |
4,4 |
0,8 |
0,6 |
2,4 |
2,2 |
2 |
2,9 |
сальдо |
664,9 |
600,2 |
443,8 |
514,9 |
612,7 |
600,4 |
611,7 |
Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан (https://stat.uz/ru)
Основными статьями экспорта в Афганистан являются злаки и продукция мукомольно-крупяной промышленности, в основном мука пшеничная - 19,1 процента от общего объема, электроэнергия - 16,3, нефть и нефтепродукты, газы нефтяные, природные - 10,1, продовольственные товары, в основном овощи бобовые - 11, черные металлы и изделия из них - 7, транспортные средства и запасные части к ним - 1,5, а также услуги, в основном транспортные - 26 процентов.
Импорт из Афганистана представлен следующими позициями: продовольственные товары (в основном сахароза, минеральные воды) - 21,5 процента от общего импорта, живые растения (включая корни) - 11,4, оборудование и механические устройства - 8,8, животные (козы и овцы) - 6,7, а также транспортные услуги - 29,9 процента.
В настоящее время на территории Узбекистан осуществляют деятельность 658 предприятий с участием афганского капитала, в том числе 195 совместных и 463 предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. При этом 234 предприятия с афганским капиталом (35 процентов) создано на территории Сурхандарьинской области.
Афганистан - страна, где наблюдается острая нехватка электроэнергии: собственные производственные мощности не позволяют полностью покрывать спрос на нее, а объемы импорта электроэнергии зависят от размеров выделяемой извне финансовой помощи. В 2018 году в Афганистане произведено электроэнергии в объеме 1,1 млрд кВт/ч, а объем импорта электроэнергии составил 4,6 млрд кВт/ч, то есть в четыре раза больше объемов собственной выработки[3].
Недостаточные объемы производства и импорта, отсутствие разветвленной сети линии электропередач не позволяют удовлетворять спрос экономики и населения на электроэнергию. В Афганистане к электроэнергетическим сетям подключено только около 30 процентов населения. Большая часть сельских жителей, составляющих 75 процентов от всего населения страны, остается без электричества. В целях решения задач в сфере энергетики в Афганистане разработана Национальная программа энергоснабжения, которая включает Генеральный план развития энергетики до 2032 года, предусматривающий повышение обеспеченности населения и экономики страны электроэнергией с 30 до 83 процентов, сельского населения с 28 до 65 процентов и городского до 100 процентов.
Реализация проекта по строительству линии электропередачи Сурхан - Пули-Хумри протяженностью 260 км из Сурхандарьинской области до города Пули-Хумри, провинции Баглан, также отвечая долгосрочным планам развития энергоснабжения Афганистана, создаст условия для развития там промышленности. Кроме этого, данная ЛЭП позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии.
Следует отметить, что Узбекистан с 2002 года осуществляет регулярные поставки электроэнергии в Афганистан и покрывает 52 процента афганского импорта электроэнергии. Остальное поставляется из Таджикистана - 18, а также Ирана и Туркменистана по 15 процентов. Объем поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан с 2002 года по 2019 год увеличился с 62 млн почти до 2,6 млрд кВт/ч, то есть более чем в 40 раз. В 2018 году в Афганистан поставлено 2,5 млрд кВт/ч электроэнергии на 166 млн долларов. При этом цена на поставляемую электроэнергию была снижена на 35 процентов[4].
Учитывая, что контракты на поставку электроэнергии заключались на ежегодной основе, в конце 2019 года с энергетической кампаний Афганистана была достигнута договоренность о заключении десятилетнего контракта по поставке электроэнергии из Узбекистана на приемлемых для афганской стороны условиях (на первоначальном этапе объемом 4,2 млрд кВт/ч, с последующим увеличением до 6 млрд кВт/ч).
В конце августа 2020 года в Ташкенте с рабочим визитом находилась делегация Афганистана во главе с министром иностранных дел Х.Атмаром, в ходе которого были рассмотрены вопросы ускорения строительства линии электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и подписано соглашение о поставках электроэнергии в Афганистан сроком на 10 лет.
Реализация перспективных проектов по строительству новых железнодорожных магистралей Мазари-Шариф - Герат - Кандагар и Мазари-Шариф - Пешавар, которые станут продолжением линии Хайратон - Мазари-Шариф, сформирует новый трансафганский транспортный коридор. Претворение в жизнь этих проектов не только создаст благоприятные условия для взаимной торговли, но и повысит транзитный потенциал обоих государств, свяжет регионы Центральной и Южной Азии, а также Ближнего Востока, откроет для стран Центральной Азии возможность выхода к пакистанским портам Гвадар и Карачи и иранскому порту Чобахар.
С началом активного сотрудничества в транспортной сфере объем перевезенных афганских грузов через территорию Узбекистана в 2017 году вырос на 70 процентов по сравнению с 2016-м. Объем международных железнодорожных грузоперевозок в/из Афганистана в 2019-м составил более 5,0 млн тонн[5]. В этом же году АО «Узбекистон темир йуллари» установила скидку в 20 процентов на перевозку зерна и муки из Казахстана в Афганистан. А также отменила дополнительные сборы на коммерческие грузы, вывозимые из Афганистана, что способствовало увеличению объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории двух стран.
В 2020 году для Афганистана также установлен ряд льгот и преференций на железнодорожные грузоперевозки, в частности, введена скидка при перевозке муки из Узбекистана в Афганистан в размере от 45 до 65 процентов в сравнении с ранее установленными тарифами. Кроме того, представлена скидка в размере 50 процентов к дополнительным сборам, а при перевозке муки и нефтепродуктов транзитом скидка составляет от 20 до 50 процентов. Для экспортных грузов из Афганистана отменены также все дополнительные сборы, кроме сборов за оформление перевозочного документа и представлена скидка в 50 процентов на все виды грузов.
Положительная динамика роста грузооборота сохраняется по настоящее время. Даже в период пандемии коронавируса динамика грузовых перевозок в направлении Афганистана демонстрирует устойчивые темпы роста. Так, в первой половине текущего года объем железнодорожных грузоперевозок из/в Афганистан составил 2,2 млн тонн, что на 50,7 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
В целях содействия экспортно-импортным и транзитным грузопотокам между двумя странами в Термезе создан международный логистический центр «Термез Карго» с таможенным терминалом. Кроме этого, планируется, что центр будет также оснащен новыми сортировочными и упаковочными линиями для переработки и экспорта плодоовощной продукции из Афганистана в третьи страны. В настоящее время терминал способен одновременно принимать до 300 грузовых машин, а также имеет подъездные железнодорожные пути и склады для хранения контейнеров.
В целях содействия Афганистану в подготовке востребованных кадров в Термезе создан образовательный центр, в котором обучаются около 200 афганских граждан по направлениям узбекская филология, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и другим. При этом только половина стоимости за образование оплачивается афганской стороной, остальная сумма покрывается Узбекистаном.
Минвуз, представительство Евросоюза и ПРООН в Узбекистане объявили о трансграничной инициативе по поддержке экономических прав и возможностей афганских женщин, которым будут предоставлены образовательные гранты для обучения. Евросоюз выделил 2 млн евро на финансирование этой инициативы, которая станет осуществляться ПРООН до 2025 года. В частности, в этом центре молодые женщины из Афганистана при поддержке Ташкентского аграрного университета будут получать знания по направлению сельского хозяйства.
Кроме этого, Президент Узбекистана выступил с инициативой создания специального Международного фонда поддержки образования в Афганистане. Основная цель фонда - обучение молодежи нужным в этой стране специальностям, выделение стипендий и грантов для талантливых студентов и молодых ученых.
Узбекистан и Афганистан взаимно заинтересованы в дальнейшем расширении торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и предпринимают усилия по поиску новых направлений экономического взаимодействия и не только в торговле, но и инвестиционной сфере.
Такими стратегическими направлениями остаются транспортная сфера и энергетика. При участии узбекистанских специалистов и инвестиций продолжатся работы по восстановлению пяти текстильных и трех масложировых предприятий Афганистана. Перспективным направлением сотрудничества может стать также участие отечественных предприятий в реализуемых на территории ИРА проектах по реконструкции автодорог и строительству водохозяйственных объектов.
Кроме этого, целесообразно совершенствовать и расширять функции логистического центра «Термез Карго», например, путем создания на его базе оптово-распределительного центра с необходимой инфраструктурой, а также с предоставлением для субъектов предпринимательства, осуществляющих там свою деятельность, налоговых и таможенных преференций.
Необходимо продолжить улучшение условий для развития приграничной торговли и реализации инвестиционных проектов по созданию совместных производств (мука, хлебобулочные изделия, растительное масло, строительные материалы, текстиль, обувь и другая продукция) в приграничной с Афганистаном зоне. Представляет также интерес проработка вопроса по доставке в Узбекистан афганского мрамора, разных видов полуфабрикатов для дальнейшей их переработки и экспорта готовой продукции в третьи страны.
Одной из перспективных сфер взаимодействия является также сельское хозяйство. Афганистан - крупный производитель сельхозпродукции, которая по многим товарным позициям схожа с узбекской. Учитывая, что в нашей республике налажена ее переработка, это открывает возможности для формирования кооперационных связей, совместных производств и производственных цепочек. В свою очередь афганские специалисты уже проявили интерес к инвестированию в проекты в Сурхандарьинской области по выращиванию лекарственных трав (на 15 га) и боярышника (100 тонн в год).
С учетом текущего уровня развития торгово-экономических отношений с Афганистаном целесообразно расширять нормативную базу, регулирующую эту сферу. В частности, в целях увеличения объема и расширения номенклатуры экспорта узбекской продукции на афганский рынок целесообразно изучить возможность заключения соглашения о преференциальной торговле. Кроме этого, достижение договоренностей о признании в Афганистане результатов регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, произведенных в Узбекистане, расширило бы возможности по поставкам отечественной фармпродукции, спрос на которую в условиях продолжающейся пандемии коронавируса будет только увеличиваться.
Сотрудничество Узбекистана с Афганистаном может развиваться не только на двустороннем уровне, но и в рамках участия в реализации международных проектов, таких как китайская инициатива по прокладке транспортных коридоров «Один пояс - один путь», ЛЭП CASA-1000, газопровода ТАПИ (магистральный газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия) и других.
Таким образом торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Афганистаном имеет большие перспективы и главным условием их развития является обеспечение стабильности и безопасности на его территории, в чем должны быть заинтересованы не только страны региона, но и все мировое сообщество, что и было отмечено в выступлении Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёев на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.