Устойчивое развитие регионов Узбекистана в условиях формирования рыночных отношений – одно из основных требований успешного реформирования и функционирования многоукладной экономики.
В период 1995-2018 гг. и по нынешний день правительством страны осуществлялись и осуществляются меры, направленные на реформирование экономики страны и ее регионов. В частности, за этот период проводились реформы по модернизации и диверсификации отраслей регионов, совершенствованию производственной и социальной инфраструктуры, приняты и реализовывались программы по локализации экономики регионов и либерализации банковско-финансового сектора и налогово-бюджетной политики.
В одних регионах предпринятые меры привели к более успешным результатам, в других регионах результаты менее успешны. Настоящая статья посвящена анализу тенденций социально-экономического развития регионов Узбекистана за период 1995-2018 гг.
В период 1995-2018 гг. все регионы Узбекистана имели позитивный экономический рост, что в свою очередь обеспечило рост экономики страны. За период 1995-2018 гг. национальная экономика выросла в 4,1 раза.
Наиболее быстрыми темпами развивались такие регионы, как город Ташкент (рост в 6,0 раза), Андижан (в 5,1 раза), Джизак (в 4,7 раза) и Самарканд (в 4,7 раза). Экономический рост в этих регионах был выше общереспубликанского значения. Умеренные темпы экономического роста наблюдались в таких регионах, как Наманган (4,0 раза), Бухара (в 3,9 раза) и Хорезм (в 3,9 раза). К регионам, где темпы экономического роста были ниже общереспубликанского значения, можно отнести Сурхандарьинскую область (в 3,5 раза), Ташкентскую область (в 3,2 раза), Республику Каракалпакстан (в 3,1 раза), Кашкадарьинскую (в 3,1 раза), Сырдарьинскую (в 3,0 раза), Ферганскую (в 2,6 раза) и Навоийскую (в 2,2 раза) области.
В целом за 1995-2018 гг. наколенный реальный рост ВРП регионов имел позитивные значения во всех регионах и варьировался от 2,2 раза в Навоийской области до 6 раз в городе Ташкенте.
Однако показатели валового регионального продукта (ВРП) не в полной мере учитывают особенности социально- экономического положения регионов. В этом плане более полно отражает ситуацию показатель ВРП на душу населения, который также характеризует изменения в благосостоянии населения в процессе социально-экономической деятельности.
По показателю ВРП на душу населения наиболее высоких накопленных темпов роста за анализируемый период достигли город Ташкент (рост в 4,8 раза), Андижан (в 3,3 раза), Самарканд (в 3,1 раза) и Джизак (в 3 раза). Умеренных результатов достигла Бухарская область (в 2,8 раза). Показатели ниже республиканского значения – в таких регионах, как Наманган (в 2,6 раза), Республика Каракалпакстан (в 2,6 раза), Хорезм (2,6 раза), Ташкентская область (2,5 раза), Сурхандарья (2,4 раза), Сырдарья (2,1 раза), Кашкадарья (1,9 раза), Фергана (в 1,8 раза) и Навои (в 1,7 раза).
Однако наряду с ростом экономики в значительной степени росла и дифференциация регионов Узбекистана по уровню экономического развития ввиду того, что в некоторых регионах экономический рост имел более высокие темпы, а в других – умеренные.
Как утверждалось выше, экономическое положение страны зависит от состояния экономики регионов в совокупности, так как валовый внутренний продукт (ВВП) страны равен сумме ВРП регионов. В связи с этим является важным определение вклада регионов в республиканскую экономику. Если в 1995 году в состав регионов с высоким удельным весом в формировании ВВП страны входили г. Ташкент, Ташкентская, Ферганская, Самаркандская и Кашкадарьинская области, то в 2018 году в состав данной группы входили г. Ташкент, Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Кашкадарьинская и Андижанская области.
Все эти регионы превышали 7%-ный рубеж при формировании ВВП страны. За период 1995-2018 гг. значительно увеличили свое влияние на экономику страны Андижанская, Навоийская и Сурхандарьинская области, и наоборот, снизила свое участие Хорезмская область.
Уровень развития и дифференциация регионов по темпам экономического роста, роста ВРП как основного показателя, объединяющего результаты экономической деятельности, зависят от развития в регионах отраслей экономики, как производственного характера, так и сферы услуг, что воздействуют на рост экономики страны в целом. Целесообразно более детально рассмотреть, какой вклад внесли определенные отрасли за рассматриваемый период в экономическое развитие того или иного региона по группам промышленности, сельского хозяйства и услуг.
Промышленность Узбекистана за рассматриваемый период выросла в 5,7 раза. По уровню развития промышленности в целом высокие темпы роста, по сравнению с 1995 годом, достигли такие регионы, как город Ташкент (в 17,4 раза), Андижан (в 16,6 раза), Джизак (в 14 раз), Наманган (в 13,1 раза) и Самарканд (в 12,4 раза). Также данный уровень превысили такие регионы, как Хорезм (в 6,9 раза), Республика Каракалпакстан (в 6,8 раза) и Бухара (в 6,3 раза). Не достигли республиканского уровня такие регионы, как Сурхандарья (в 5,0 раза), Ташкентская область (в 4 раза), Кашкадарья (в 3,9 раза), Сырдарья (в 2,9 раза), Фергана (в 2,5 раза) и Навои (в 1,7 раза), которые имели огромный потенциал роста и считаются промышленно развитыми регионами страны.
Более точно оценить потенциал промышленного развития регионов позволяет показатель производства промышленной продукции на душу населения.
Совершенствование промышленной политики и ее реформирование, а также принимаемые на региональном уровне программы привели к значительному росту уровня промышленного развития регионов и страны в целом.
Учитывая тот факт, что в Узбекистане около половины населения живет в сельской местности, сельское хозяйство играет важную роль в социально-экономическом развитии регионов Узбекистана. Кроме того, сельское хозяйство считается основным фактором, обеспечивающим продовольственную безопасность страны.
За период 1995-2018 гг. накопленные темпы роста производства сельскохозяйственной продукции по Республике Узбекистан выросли в 3,1 раза. К регионам, превышающим уровень республиканского значения по данному показателю, вошли Навои (в 4,4 раза), Самарканд (в 3,8 раза), Бухара (в 3,8 раза), Андижан (в 3,7 раза) и Джизак (в 3,3 раза). К регионам, достигшим значения, близкого к республиканскому, можно отнести Хорезм (в 3,1 раза), Сурхандарью (в 3,1 раза), Кашкадарью (в 2,8 раза), Фергану (в 3 раза) и Ташкентскую область (в 2,8 раза). В число регионов, не достигших республиканского значения по данному показателю, вошли Республика Каракалпакстан (в 2,1 раза), Сырдарья (в 2,5 раза) и Наманган (в 2,6 раза).
Но, как отмечалось выше, показатель уровня производства сельхозпродукции на душу населения дает возможность получения более детальной картины при определении уровня регионов по развитию сельскохозяйственного производства.
Улучшение или ухудшение уровня регионов по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения в первую очередь связано с осуществляемой политикой в регионах.
Кроме отраслей промышленности и сельского хозяйства, важной отраслью, обеспечивающей значительный рост ВРП регионов и благосостояние населения в виде обеспечения дополнительных рабочих мест и заработной платы, является сфера услуг. В протяжении 1995-2019 гг. правительством был осуществлен ряд мер по развитию отраслей сферы услуг, что позитивно повлияло на тенденцию роста этих отраслей по всем регионам страны.
В целом за 1995-2018 гг. по всем регионам Узбекистана наблюдался положительный рост отрасли сферы услуг. За этот период по республике рост сферы услуг составил 10,5 раза. Наибольший рост по данному показателю наблюдался в Сурхандарьинской (в 29,5 раза), Бухарской (в 19,0 раза), Андижанской (в 18,4 раза), Самаркандской (в 17,3 раза), Джизакской (в 15,4 раза), Кашкадарьинской (в 14,9 раза), Ферганской (в 14,4 раза), Хорезмской (в 14,0 раза) областях, городе Ташкенте (в 14 раз), Навоийской (в 13,2 раза), Наманганской (в 12 раз) и Ташкентской (в 10,9 раза) областях. Ниже республиканского значения по данному показателю имели Сырдарьинская область (в 7,3 раза) и Республика Каракалпакстан (в 7,2 раза).
Обеспечению стабильно высоких темпов прироста сферы услуг по регионам страны послужили принятые правительством на государственном уровне программы развития сферы услуг.
Анализ социально-экономического положения регионов Узбекистана показывает значительные различия в региональном развитии. В этих условиях необходимо обеспечить системный переход экономики регионов на инновационный путь развития и устойчивого роста ВРП регионов, коренной модернизации производственной технологической базы и широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в целях последовательного повышения качества жизни населения.
В целом ряде стран, таких как Россия, Казахстан, Новая Зеландия, США и другие, для решения задач территориального развития практикуется принятие законов о стратегическом планировании. В связи с этим представляется целесообразным принятие закона Республики Узбекистан «О стратегическом планировании». В законе необходимо определить ключевые направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Узбекистана и ее регионов. Также законом должны регулироваться отношения между органами государственной власти и управления и другими участниками в процессе стратегического планирования перспектив развития Узбекистана.
Исходя из задач, определенных в законе, органы, ответственные за социально-экономическое развитие регионов и их территорий, должны на постоянной основе разрабатывать и осуществлять мониторинг стратегического видения перспективного развития. Стратегическое видение перспективного развития, в свою очередь, должно предусматривать ускорение индустриального развития, обеспечивающего высокую конкурентоспособность на основе эффективных сравнительных преимуществ;
Также представляется целесообразным повышение роли органов местной власти по развитию бизнес-среды и применению равных условий для инвесторов с четко проработанной стратегией дальнейшего развития территорий, включающей эффективное планирование и размещение производственных сил. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие кадрового потенциала территорий, предусматривающее применение эффективных способов организации науки и ее перетока в бизнес-процессы.