CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Организация розничной и оптовой торговли в Узбекистане: проблемы и пути решения.

Сфера торговли выступает конечным звеном любой производственной цепочки и эффективность, объемы и скорость доставки товаров потребителям зависят от широты и разнообразия каналов торговли. Эффективное функционирование данной отрасли позволит снизить транзакционные издержки производителей и повысит их конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.

В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля, как оптовая, так и розничная, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Так, на 1 октября 2017 год валовая добавленная стоимость составила 151,8 трлн. сум., а совокупный товарооборот – 76,4 трлн. сумов. По экспертной оценке, доля оптовой и розничной торговли в производстве валовой добавленной стоимости республики составила приблизительно 15-18%, опережая обрабатывающую и добывающую промышленность.

В годы независимости система внутренней торговли в Республике Узбекистан претерпела радикальные изменения, особенно в части государственного регулирования. Процесс и цели регулирования торговой деятельности в Республике Узбекистан после обретения независимости были направлены на решение текущих вопросов для каждого этапа экономических реформ и носили краткосрочный характер (насыщение рынка потребительскими товарами; упорядочение и сокращение импорта и ограничение ввоза некачественных товаров и т.д.). Однако заявленные цели по демонополизации, дерегуляции и либерализации оптовой и розничной торговли не всегда сопровождались системными мерами, особенно в части обеспечения здоровой конкуренции на рынке, равных условий и правил игры для всех участников.

В данном докладе критически рассмотрены вопросы институционального развития государственного регулирования внутренней торговли, развития конкуренции, устранения барьеров для предпринимателей, исследован механизм функционирования организованной оптовой и розничной торговли, освещены вопросы обеспечения транспарентности торговли в условиях дальнейшей либерализации экономики Узбекистана. На основе анализа предложены меры по совершенствованию механизмов организации розничной и оптовой торговли на внутреннем рынке.

Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.

© Центр экономических исследований, 2017 

...