CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Нужно ли государству вмешиваться в экономику?

Теория

Многие экономисты, сторонники теории рынка, утверждают, что рыночный механизм максимизирует совокупное благосостояние в обществе. Исходя из этого они выступают за саморегулирование экономики и устранение контроля над ценами, дерегулирование рынков капитала, снижение торговых барьеров и уменьшение влияния государства на экономику, особенно посредством приватизации имущества. В результате этого, гибкость цен, и их моментальное реагирование на изменения спроса и предложения обеспечат равновесное состояние, где общее благосостояние в обществе будет доведена до максимума. Конкурентная среда, в свою очередь, приведет к росту эффективности производства.

С другой стороны, есть экономисты, которые акцентируют внимание на ограничениях рыночного подхода. Нереалистичность допущений о свободном входе/выходе на рынок, о владении людей полной информацией о ценах на всех рынках (кроме того, случай потребления одним человеком всего может считаться Парето оптимальным исходом) обосновывает, по их мнению, необходимость реализации государственной политики, нацеленной на оптимальное и справедливое перераспределение ресурсов в экономике. По мнению сторонников государственного вмешательства в экономику, «невидимая рука» не обязательно генерирует равный результат для всех слоев населения, которые изначально имеют разные уровни благосостояния.

Кроме того, необходимы определенные условия чтобы рыночные отношения обеспечивали экономически эффективный результат. Одним из таких условий можно считать, отсутствие внешних влияний (экстерналий). Например, предприятие может нанести ущерб окружающей среде, но не платит на загрязнение. Это приводит к тому, что продукт производится выше точки равновесия, потому что ущерб природе не отражается (как дополнительная стоимость) в основной цене продукта. В результате загрязнение окружающей среды будет продолжатся бесконечно. Кроме того, в условиях рынка всегда существует проблема развития общественной инфраструктуры на необходимом уровне.

Следовательно, к основным недостаткам рыночного механизма можно отнести следующее:

- стимулирование социального неравенства, высокий уровень дифференциации доходов населения (как в случае США и Китая);

- опасность загрязнения окружающей среды и неэффективного использования природных ресурсов (проблема глобального потепления возникла именно из-за халатного отношения к окружающей среде);

- отсутствие стимулов для развития общественной инфраструктуры (транспортная, социальная инфраструктура, оборона, охрана общественного порядка, космические исследования и т.п.);

- цикличное развитие экономики и разрушительный характер экономических кризисов (за последние пятьдесят лет было выявлено более ста финансовых, банковских и экономических кризисов).

Таким образом, основными функциями государства в условиях рыночной экономики должны стать:

  • перераспределение доходов и богатства (контроль уровня неравенства), так как в странах с динамичным экономическим ростом обычно наблюдается быстрый рост неравенства, когда богатые богатеют, а бедные беднеют.
  • создание и поддержание конкурентной среды, ресурсов для обеспечения общественными товарами (public goods) – так как каждый может пользоваться общественным товаром (дороги, парки и пр.) без ограничений и бесплатно, то у частного сектора нет стимулов их предлогать.
  • макроэкономическая стабилизационная политика – так как экономическое развитие обычно носит цикличный характер (возникают перегревы и рецессии), поэтому необходима макроэкономическая политика для сглаживания отклонений от тренда.
  • необходимая законодательная база и обеспечение общественного порядка через формальные институты.

Все это определяет добавленную стоимость и пользу государственного сектора для общества и обосновывает уместность многих видов выплат государству (налоги, полномочия и доверие).

С другой стороны, чрезмерное вмешательство государства в экономику приведет к нерациональному использованию имеющихся ресурсов (природных, капитальных, людских и т.п.) из-за возможного лоббирования интересов отдельных групп, а чрезмерный госконтроль – к неблагоприятным бюрократическим ограничениям, что, в свою очередь, влечет за собой потерю значительных временных и финансовых ресурсов для частного бизнеса. Вместе с тем, денежно-кредитная политика может вызвать высокий уровень инфляции, а бюджетная политика – постоянные высокие бюджетные дефициты, которые, обычно, выше, чем социально оптимальный уровень.

Главный вывод состоит в том, что госвмешательство искажает эффективное размещение ресурсов в экономике в условиях идеального функционирования рыночных механизмов, заложенных в теории рынка (информационных, финансовых и др.), а в ином случае вполне может способствовать эффективному размещению производственных мощностей, преодолев недостатки рынка (market failure).

Практика и важность государственных институтов

Сегодня организационные и институциональные факторы – экономические, идеологические, политические и социальные – играют такую же важную роль, как технические и технологические, поскольку создают основу для эффективного распределения ресурсов. Общепринято, что одним из ключевых факторов, определяющих динамику развития стран, является сила институтов, главным образом государственных, в том числе и способность государства гарантировать выполнение контрактов, права собственности, правопорядок в целом.

Исследования Всемирного Банка показывают, что устойчивый экономический рост невозможен без хорошей институциональной среды, эффективного правительства, способного грамотно формулировать и реализовывать макроэкономическую политику. Макроэкономическая и финансовая стабильность (профицит бюджета, низкая инфляция, низкий уровень госдолга и др.) позитивно влияют на экономический рост, только для этого необходимы адекватные институты. Если стране удастся поднять качество институтов на уровень, сопоставимый с развитыми странами, это позволит сократить разрыв по ВВП на душу населения. В странах Азии с высокими показателями эффективности правительства и качества регулирования темпы экономического были выше. Кроме того, данные показатели оказывают более значимое влияние на экономический рост, чем в остальных регионах мира.

Роль государства в переходной период

Отличительной чертой многих развивающихся стран является тот факт, что наблюдается очень много проблем в функционировании рыночных механизмов, заложенных в теории рынка:

- неразвитая физическая и рыночная инфраструктура;

- высокий уровень бедности и неравномерное распределение доходов;

- низкое качество современных формальных институциональных отношений;

- относительно низкий уровень образования населения;

- высокая безработица и пр.

Следовательно, одной из основных составляющих их стратегии развития становится совершенствование институциональной среды для решения многоступенчатых задач долгосрочного развития, в отличие от развитых, где основная масса таких функций передается в сектор предпринимательства. Многие развивающиеся страны также прилагают целенаправленные усилия с целью повысить эффективность работы правительства. Одна из наиболее эффективных административных реформ была проведена в Корее, Китае, Словении и Чехии. Об этом свидетельствует как экономический успех этих страны, так и результаты многих исследований, посвященных изучению роли государства в развитии экономических процессов.

Следовательно, успешность реформ зависит от степени обеспечения следующих ключевых условий:

- четко установленные и разделенные права собственности, процедуры приобретения и передачи прав собственности;

коммерческое законодательство и суды, обеспечивающие его выполнение, особенно законы о контракте и банкротстве;

свободная безлицензионная организация бизнеса во всех секторах, за исключением секторов, обладающих значительным внешним эффектом, аналогичная свобода сделок и доступа к профессиям, а также обращения в государственные учреждения (равные экономиче­ские возможности);

стабильная валюта и надежная, эффективная система финансовых трансфертов (банковская система);

государственный надзор или контроль над естественными монополиями (отраслями с растущим эффектом масштаба), как это имеет место в отраслях, где технологическая эффективность требует таких размеров фирмы, которые покрывают 10-15 % потреб­ностей внутреннего рынка;

обеспечение покупателей и продавцов адекватной информацией о характеристиках предлагаемой к продаже продукции, а также о состоянии предложения и спроса на всех рынках;

- автономное формирование вкусов – защита потребительских предпочтений от влия­ния производителей и поставщиков;

- контроль государства над внешними эффектами (как негативными, так и позитивны­ми экстерналиями) и снабжением населения товарами и услугами общего пользования;

- инструменты для осуществления политики денежной и финансовой стабилизации;

- системы безопасности — условия для поддержания адекватного уровня потребления пострадавших от каких-то экономических кризисов, особенно потерявших работу, получивших производственные травмы, а также нетрудоспособных;

поощрение инноваций, в частности, выдача и защита патентов и авторских прав, а также поощрение распространения новаций.

Узбекистан

В последние годы реформы, принятые в Узбекистане привели к улучшению делового и инвестиционного климата. Реформы включают изменения в валютной и налоговой системах, отмену государственных монополий в некоторых секторах (например, экспорт фруктов и овощей) и открытие банковского сектора для иностранных инвесторов.

В октябре 2018 года правительство отменило разрешения на экспорт и лицензирование для оптовых торговцев. Во второй половине 2018 года правительство либерализовало цены на хлеб и повысило цены на энергоносители для фирм, приблизив их к уровню возмещения затрат.

Следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры по повышению качества работы органов государственного управления, сохраняются риски снижения эффективности их деятельности.

Согласно исследованиям Всемирного банка, в последние годы проявляются относительное отставание и сохранение разрыва Узбекистана по показателям качества государственных институтов от стран-эталонов (см. рис. 1).

Основные проблемные моменты в государственном секторе можно рассматривать по нескольким направлениям.

Качество государственных услуг. В сфере высшего образования наблюдается очень низкий охват. В республике имеется более семидесяти вузов, но они в состоянии обеспечить места только 20% желающих получать высшее образование.

Следует упомянуть качество образования в вузах и школах. Содержание и методы обучения намного отстают от мировых аналогов. Большое число выпускников, работающих не по специальности, свидетельствует о серьезных проблемах в сфере качества высшего образования.

Несмотря на то, что более половины госбюджета направляется на социальные цели доля личных расходов на здравоохранение к общим расходам на здравоохранение составляет более 50%, оказывая дальнейшее понижательное давление на потребление. Это, в условиях, что ежегодно частные расходы на здравоохранение увеличиваются в среднем на 15%.

По многим другим направлениям предоставления государственных услуг наблюдается их несоответствие имеющимся потребностям населения. В частности, это касается строительства асфальтных дорог, мостов, парков и детских площадок.

Качество государственной службы. В условиях стран с формирующимися рынками, где основная роль формирования «правильных» институтов возлагается на государство, одной из основных мер по обеспечению долгосрочного развития является создание эффективной системы управления персоналом государственной службы.

Наиболее заметное проблема в том, что в настоящее время талантливая молодежь не пытается поступить на государственную службу. В некоторой степени, государственные должности не воспринимается как почетная работа. В результате, большинство талантов ищут рабочие места в частном секторе. Кроме того, в большинстве министерств и регионов принята децентрализованная система набора персонала. Таким образом, каждое учреждение устанавливает свои собственные правила при наборе сотрудников.

Регулирующее качество и способности правительства формулировать и осуществлять разумную политику для развития частного сектора. Цели национального развития обычно представлены не в терминах результата, а в терминах процесса (улучшить, способствовать, укрепить, содействовать и т.п.).

Верховенство закона. В отчете Solo Travel Safety Report 2019, опубликованном онлайн-сервисом для путешествий wegoplaces.me, перечислены самые безопасные страны для туристов-одиночек в 2019 году. На пятую строчку в рейтинге попал Узбекистан. По Индексу правопорядка Gall up представляющей собой совокупный показатель уверенности людей в местной полиции, их чувстве личной безопасности, и количестве случаев краж, нападений или ограблений страна также входит в самую лучшую пятерку стран. Вместе с тем, не прослеживается эффект законодательных актов на развитие экономики и общества.

Контроль над коррупцией. Несмотря на то, что Узбекистан входит в число 16 стран, которые в борьбе с коррупцией демонстрируют долгосрочную положительную динамику, уровень коррупции остается относительно высокой. По Индексу восприятия коррупции организации Transparency International Узбекистан 2019 году Узбекистан занял 153-е место из 180-ти, набрав 25 баллов, в то время как в 2010 году занимал 172-е место с 16 баллами.

Рекомендации для совершенствования системы управления

Исходя из теоретических соображений, мирового опыта и текущего состояния и проблем государственного сектора можно предложить следующие рекомендации.

Сокращение излишних экономических функций государства. Предлагается перераспределение полномочий и функций между государством и частным сектором и общественными институтами, усиление конструктивного взаимодействия с ними. Например, в Республике Корея в начале 1990-х годов, с целью установления рыночно-ориентированного механизма распределения финансовых ресурсов, была осуществлена программа приватизации финансовых институтов.

Повысить кадровый потенциал государственного сектора. Для этого целесообразно:

- тестировать потенциальных претендентов на трудоустройство в государственные учреждения в целях обеспечения должной квалификации государственных служащих.

-активно привлекать на государственную службу талантливых людей из академических кругов, компаний и международных институтов.

-сформулировать конкретные требования по квалификации, способностям, задачам госслужащих.

Например, в Республике Корея Центральный институт подготовки должностных лиц (Central Officials Training Institute), ответственен за образование и обучение должностных лиц высокого уровня. В настоящее время COTI выполняет следующие функции:

  • образование и тренинги для государственных служащих выше 5-го класса.
  • руководство и поддержка всех учреждений образования и обучения, принадлежащих правительству.
  • исследования и разработки учебных материалов и методов обучения, а также международное сотрудничество, связанное с образованием и обучением правительственных чиновников.

Усовершенствовать систему продвижения по карьерной лестнице. Разработать транспарентные правила продвижения и снятия с должности государственных служащих, в которых овладение современными навыками и личностные качества человека ставятся на передний план. Например, в Республике Корея государственный служащий может быть повышен 3-мя способами. Первый способ общее продвижение или продвижение по службе с прохождением экзаменов. Второй специальное продвижение в виде поощрения за отличную эффективность работы. Третий вариант продвижения с учетом стажа в классе 7 или ниже. Большинство продвижений для 5-го класса и выше осуществляется через общее продвижение по службе. До 1990-х годов, никто не мог получить звание 5-го класса, если он не проходит тест для продвижения.

Повысить эффективность государственных инвестиций. В этом направлении целесообразна замена существующего главного критерия успешности инвестиционного проекта «ввод мощностей» («освоение выделенных средств») на критерий «достижение предварительно установленных для данного инвестиционного проекта (группы проектов) конечных целевых ориентиров».

Бахтишод Хамидов, ЦЭИР

Экономическое обозрение №7 (247) 2020

...