CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Гармонизировать рост городов

Уверенный мировой тренд

Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ОНН, в 2018 г. около 55 процентов населения земли жили в городах. Для сравнения: в начале 20-го столетия в городах жили лишь 15 процентов населения. К 1950 году число людей в городах увеличилось вдвое и составило около 30 процентов населения. Ожидается, что в 2050 году городскими жителями будут 68 процентов людей. Почти половина городских жителей в настоящее время живет в относительно небольших городах с численностью населения до 500 тыс. человек и одна восьмая часть в 33 мега-городах с численностью населения более 10 млн. человек. Пик роста городского населения земли наблюдался в 1950-1970-х годах прошлого века, а потом затем существенно замедлился. Ежегодный темп роста городов с населением более 300 тыс. человек с 1990 по 2018 годы в мире составлял около 1,8 процента в год.

Согласно тому же источнику, в 1950 г. 59 процентов населения экономически развитых стран жили в городах. Ожидается, что этот показатель в этих странах возрастет с нынешних 81 процента до 88 процентов к 2050 году. В странах с уровнем доходов выше среднего в 1950 г. в городах жили 22 процентов населения. Ожидается, что процент городских жителей в этой группе стран возрастет с 67 процентов в настоящее время до 83 процентов к 2050 году. В этих странах в последние десятилетия наблюдался наиболее быстрый рост городского населения. Рост городского населения в странах с уровнем доходов ниже среднего был ниже, по сравнению со странами с уровнем доходов выше среднего, но вместе с тем ожидается, что в предстоящие десятилетия рост городов в этих странах будет наиболее быстрым. В 2018 г. в странах с уровнями доходов ниже среднего и низким в городах жили, соответственно, 41 и 32 процента населения. Ожидается, что к 2050 г. эти показатели возрастут до 59 и 50 процентов.

Факторы урбанизации

Есть множество объяснений формированию и росту городов. В частности, некоторые авторы рост городов объясняют развитием индустриализации и ростом производительности труда в сельском хозяйстве, наблюдаемыми на протяжении последних двух столетий. Очевидно то, что развитие промышленности обуславливает ускорение трудовой миграции в города и их окраины, и рост производительности труда в сельском хозяйстве может способствовать формированию избыточных трудовых ресурсов в сельской местности. Вместе с тем то, что города существовали еще задолго до эпохи массовой индустриализации, свидетельствует о наличии других, более фундаментальных экономических факторов, объясняющих тенденцию к урбанизации.

Под словом «экономические» здесь подразумеваются факторы, связанные с эффективностью распределения общественных ресурсов. Наиболее рациональным объяснением росту и развитию городов является факт формирования «общественных благ», т.е. таких благ, пользование которыми одним индивидом не ограничивает пользование другим индивидом и, что еще важнее, единичная стоимость создания и поддержания которых снижается с увеличением числа пользователей. Концепция «общественного блага» впервые выдвинута известным американским экономистом Полом Самюэлсоном в середине прошлого столетия.

Примерами «общественных благ» в общенациональном масштабе являются правовая система, оборона, национальная и общественная безопасность, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, сети дорог, ирригационные системы и т.п. В городских образованиях к вышеуказанным общественным благам, как правило, добавляются качественные внутренние дороги, коммунальные услуги и благоустроенные территории, лучший доступ к объектам социальной инфраструктуры, торговле и услугам и т.п.

Одной из существенных особенностей общественных благ, формируемых в городских агломерациях, обуславливаемых ростом плотности населения, является тенденция к «перегружаемости» со временем. Типичными примерами этого являются наблюдаемые часто перегруженность внутригородских дорог, коммунальных сетей, учреждений здравоохранения и образования и т.д. «Перегружаемость», в свою очередь, обуславливает необходимость дальнейших мер по обеспечению роста городов. Качество жизни в городах, таким образом, напрямую зависит от своевременности и качества таких мер.

Не менее важным объяснением стремления людей жить в городах, несмотря на существенно более высокую стоимость проживания, является наличие широких возможностей для трудоустройства и получения сравнительно более высоких доходов. В городах, где, как правило, сконцентрированы рыночный спрос, материальные, финансовые и людские ресурсы, образуются лучшие условия для реализации всевозможных новых бизнес-проектов предприимчивой частью населения. Последнее способствует аккумуляции капитала и так называемых «производительных» навыков.

Механизмы политики урбанизации

Политика, направленная на ускоренную урбанизацию, безусловно, рациональна для любого быстроразвивающегося государства. Такая политика отвечает естественным устремлениям большинства, в особенности молодого, населения. Изучение опыта стран Европы показывает, что организованная урбанизация непосредственно связана с развитием и расширением сфер производства, услуг, образования и науки, финансового сектора, а также с укреплением сотрудничества между гражданами, государством и частным бизнесом. Формирование эффективных механизмов государственно-частного партнeрства в сфере градостроительства может способствовать повышению качества жизни людей, улучшению условий занятости, ускоренному формированию эффективных производственных взаимоотношений.

По многим причинам урбанизация в еe современном понимании невозможна без участия государственных институтов и непосредственного общественного лидерства со стороны руководителей муниципальных образований. И связано это, прежде всего, с так называемой «проблемой координации» разрозненных целей частых потенциальных выгодоприобретателей, которыми являются бизнес-сообщество и население. Такая разрозненность частных интересов препятствует росту общего благосостояния. Есть множество примеров стран, где отсутствие надлежащей политики урбанизации приводило к стихийному переселению жителей сельских местностей в города, что способствовало дисбалансу на рынке труда, перегруженности инфраструктуры, стихийным застройкам территорий общего пользования и росту криминализации в обществе.

В современных условиях урбанизация, в связи с чрезвычайно важным влиянием на условия проживания и жизнедеятельности населения и огромной ресурсоемкостью, ставит исключительно сложные проблемы перед лицами, принимающими решения в сфере градостроительства и обустройства городских территорий. Исторический опыт показывает, что число городов, которые можно отнести к успешным урбанистическим проектам, значительно меньше, чем неуспешных. Даже те проекты, которые традиционно считаются успешными, такой как, например, переустройство центральной части Парижа во второй половине 19-го века, в настоящее время критикуется некоторыми экспертами из-за уничтожения значительного числа объектов культурно-исторического наследия, чрезмерных затрат и длительной продолжительности (более 20 лет).

Организация городского пространства

Особенностью проблем градостроительства и обустройства городских территорий является то, что вариантов проектных решений и критериев, предъявляемых к ним, может быть большое множество, что создает проблему выбора. В таких условиях для организации городского пространства, очевидно, необходимо руководствоваться некоторыми общими принципами. Анализ практики и литературы по вопросам современного градостроительства позволяет выделить нижеследующие принципы.

  1. Соразмерность и цветовые решения объектов. Соразмерность включает в себя требования симметрии и сбалансированности по размерам объектов и их фасадных элементов. Цветовые решения должны быть разнообразными внутри ряда определенных цветов. В то же время объекты должны визуально отличаться друг от друга.
  2. Архитектурные решения должны отвечать одновременно требованиям функциональности (полезности) и эстетичности. Декоративные и цветовые решения объектов общественного пространства городов должны подчеркивать их уникальность и соответствие традициям данной местности.
  3. Архитектурные решения площадей и других мест пребывания людей не должны создавать ощущение потерянности в большом пространстве. Решения должны позволять людям, находящимся на площади, различать лица друг друга, т.е. расстояние между их наиболее удаленными точками не должно превышать 30 м.
  4. Организация пространства в городах не должна создавать ощущения разобщенности, должна в максимальной степени способствовать «видимости людей друг для друга», их общению, в также беспрепятственному передвижению пешеходов и велосипедистов. Необходимо предусматривать общественные зеленые зоны, предназначенные для прогулок и беговых упражнений.
  5. Обеспечение компактности размещения объектов, позволяющей экономить коммунальные затраты, расходы на дорожную инфраструктуру, минимизацию уровня шума и загрязненности воздуха.
  6. Минимизация слома существующего пригодного жилого фонда, вырубки деревьев и воздействия на экологию местности; обеспечение сохранности и доступности объектов (комплексов объектов) культурно-исторического наследия.
  7. Участие общественности в принятии ключевых решений, учет интересов и предпочтений жителей, а также части населения с уровнем доходов ниже среднего.
  8. Градостроительство за счет расширения черты города, преимущественно в незаселенной или малозаселенной зоне, на территориях, не пригодных для сельского хозяйства.

Улугбек Сайдиев, ЦЭИР

Экономическое обозрение №8 (247) 2020

...