Востребованность данного предложения продиктована складывающейся нестабильной продовольственной ситуацией в мире и наличием рисков возможных перебоев в глобальной цепочке поставок в связи с продолжающимся в странах мира эпидемиологическим кризисом.
Именно введённые в период пандемии торговые ограничения привели к ухудшению продовольственной ситуации во многих странах мира, сильно зависящих от зарубежных поставок в обеспечении продовольственной безопасности населения.
Распространение вируса также повлекло за собой рост безработицы, снижение доходов и удорожание продуктов питания, что стало дополнительным фактором, подвергшим угрозе глобальную продовольственную безопасность.
Такие проблемы не обошли стороной и страны ШОС, особенно государства Центральной Азии. Уже в июне текущего года эксперты Всемирного банка предупредили о рисках волатильности цен на некоторые виды продовольствия и сокращения доступа к нему уязвимых групп населения в странах Центральной Азии.
Подобную ситуацию может усугубить снижение спроса на экспорт плодоовощной продукции из стран Центральной Азии на основной рынок сбыта – в Россию (более 50% фруктов и овощей), из-за сильного воздействия кризиса на экономику этой страны и конкуренции с другими странами-экспортёрами. В частности, в первом квартале 2020 года экспорт плодоовощной продукции из Узбекистана в Россию упал на 25%.
К тому же рабочие места и ВВП в странах региона сильно связаны с сельским хозяйством. К примеру, в Узбекистане в сельском хозяйстве занято около 27% рабочей силы, Туркменистане – около 40%, Таджикистане – около 48%.
В то же время доля расходов населения стран Центральной Азии на продукты питания составляет 40-60%, что делает людей крайне чувствительными к любым скачкам цен.
В этих условиях возрастает важность развития сотрудничества в сфере обеспечения продовольственной безопасности в рамках различных организаций и в том числе ШОС. Как никогда востребованы скоординированные действия всех государств на данном направлении в интересах преодоления социально-экономических последствий пандемии.
С учётом этого, выдвинутая главой нашей страны инициатива является особенно важной, так как она призвана сформировать устойчивый механизм функционирования цепочек поставок продовольствия на пространстве ШОС в кризисных ситуациях.
В этом контексте следует отметить, что вопросы продовольственной безопасности и сотрудничества в аграрной сфере приобретают всё больший приоритет в рамках ШОС. В текущем году состоялось пятое совещание Министров сельского хозяйства государств организации. Ранее в 2018 году утверждена Программа сотрудничества ШОС по продовольственной безопасности.
Однако теперь необходимо насыщение её практическими мероприятиями. С учётом этого, разработка дальнейших конкретных шагов в рамках Программы сотрудничества по продовольственной безопасности считается крайне важной задачей. Так, предложениями Узбекистана предусматривается включение конкретных мероприятий, направленных на минимизацию ущерба от разрушения цепочки поставок продовольствия между странами ШОС, а также эффективное использование имеющегося потенциала в этой сфере.
Принятие таких мер позволит своевременно выявить угрозы продовольственной безопасности, минимизировать их негативное влияние за счет совместного мониторинга и осуществления взаимообмена информацией о состоянии продовольственной ситуации. Это, в свою очередь, приведет к совершенствованию сотрудничества в данной сфере.
Включение конкретных мероприятий в рамках предложенного Узбекистаном плана также подразумевает меры по ускорению процесса формирования таких отраслевых точек роста, как современные сельскохозяйственные кластеры и агропарки с упором на использование современных инновационных технологий, трансферт передовых технологий в области орошения и создание сети товарных инспекций.
В результате дополнительный импульс получит сотрудничество в перспективных сельскохозяйственных направлениях. Среди них в новых климатических условиях считается особенно актуальным – продвижение «умного» сельского хозяйства, что требует принятия совместных внятных мер по внедрению инновационных технологий для обеспечения ускоренного перехода государств ШОС к «зеленому» сельскому хозяйству.
В этом контексте следует отметить, что «умное» сельское хозяйство сегодня становится самым важным сегментом аграрной отрасли, так как применение смарт-технологий способствует повышению урожайности и уменьшению затрат на производственные издержки. По прогнозам экспертов Future Market Insights, к 2026 году данный рынок вырастет до 40 миллиардов долларов, а внедрение новых технологий увеличит производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году.
При этом примечательно, что одним из ведущих мировых игроков в этой сфере сегодня считается КНР. Китайский рынок «интеллектуального» сельского хозяйства вырос с 5 миллиардов долларов в 2015 году до 13,7 миллиардов долларов в 2020 году. Подобная динамика роста и достижения КНР в этой области делают её естественным партнером для стран ШОС в деле наращивания потенциала аграрной отрасли.
Исходя из этого, ещё в 2018 году на саммите ШОС Президент Узбекистана выступал за формирование агропромышленных кластеров и расширение сети «зеленых коридоров» при поставках сельскохозяйственной продукции, а в 2019 году главой нашей страны было инициирована разработка Концепции взаимодействия в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций.
В этом контексте заслуживает внимания и тот факт, что очередному заседанию глав государств ШОС предшествовала 27-я Янлинская ярмарка высоких сельскохозяйственных технологий, прошедшая в китайской провинции Шэньси. В рамках этой ярмарки была официально учреждена учебно-демонстрационная база ШОС по обмену сельскохозяйственными технологиями. Это вновь показало растущее стремление государств-членов организации к укреплению взаимодействия в аграрной отрасли.
Одним из основных бенефициаров от развития сотрудничества в этой сфере, несомненно, станет и Узбекистан, занимающий передовые позиции в СНГ и стремящийся выйти на перспективные рынки сельхозпродукции.
Тем более, что аграрная отрасль традиционно играет важную роль в обеспечении роста экономики и формировании ВВП страны. На долю этого сектора приходится 28,8% ВВП республики.
К тому же экспорт сельхозпродукции занимает важное место в структуре внешней торговли Узбекистана. По итогам 2019 года объем экспорта сельхозпродуктов страны составил 2,81 миллиардов долларов. Из них 1,5 миллиардов долларов пришлось на долю продовольственных товаров.
С учётом этого, можно отметить, что активность Узбекистана на международной арене и в рамках различных организаций, получившая новый импульс при Президенте Ш.М.Мирзиёеве, прежде всего, направлена на создание благоприятных внешних условий для устойчивого внутреннего развития государства и поступательного повышения уровня жизни населения страны.
Очередным подтверждением данного факта стало выдвинутые Узбекистаном в рамках ШОС инициативы, которые показывают стремление руководства нашей страны конвертировать сложившиеся тесные связи с традиционными партнёрами республики во взаимовыгодное экономическое сотрудничество в направлениях, представляющих обоюдный интерес.
Реализация выдвинутых Узбекистаном практических мер по обеспечению продовольственной безопасности, очевидно, ставит все государства ШОС в выигрышное положение, так как практика сотрудничества во время первой вспышки пандемии продемонстрировала взаимосвязанность современного мира и нецелесообразность возврата или перехода на полную продовольственную самообеспеченность на национальном и региональном уровнях.
Таким образом, Президент Узбекистана фактически выступает в защиту сплоченности ШОС и стабильного функционирования цепочек поставок, бесперебойность и нерушимость которых крайне необходима в кризисной ситуации, затронувшей без исключения всех членов «шанхайской семьи».
Института стратегических и межрегиональных исследований