CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Сотрудничество с ЕАЭС: на что нужно обратить внимание?

6 апреля Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности проведено расширенное заседание в форме видеоконференции, где обсужден вопрос сотрудничества с ЕАЭС.

В нем приняли участие члены Комитетов по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам, по вопросам экологии и охраны окружающей среды, министерств юстиции и внутренних дел, таможенного комитета, Верховного суда и других ведомств.

 

Участники детально рассмотрели вопрос сотрудничества в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Оборонной доктриной, Концепцией внешней политики Республики Узбекистан на основе норм о праве на вступление в союзы и другие межгосударственные структуры, а также по сохранению права выхода из них.

Депутаты обратили внимание на то, что в этих документах отмечается, что вступление в союзы и другие межгосударственные структуры должно прежде всего обеспечивать интересы, благосостояние и безопасность государства и народа.

Отмечалось, что в ходе изучений также были рассмотрены основополагающие документы Евразийского экономического союза и соглашения, подписанные им, а также материалы о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом.

Кроме того, по мнению участников, целесообразно детально рассмотреть результаты аналитической и всесторонней оценки сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом и другие аналитические материалы.

Исследования показывают, что прежде чем принимать требования и обязательства, определенные в документах Евразийского экономического союза, необходимо провести системное изучение, исходя из национальных интересов. На основе их результатов необходимо создать условия для отраслей нашей экономики для их развития и обеспечения конкурентоспособности, то есть создать гарантированную экономическую, финансовую, организационную и правовую базу. А для этого необходимо время и материальные ресурсы.

Статья 109 договора о Евразийском экономическом союзе также предусматривает, что любое государство может иметь статус государства-наблюдателя в данной организации. Это позволит государству-наблюдателю ознакомиться с политикой ЕАЭС и деятельностью его организационных структур, наладить практическое сотрудничество с соответствующими органами Союза.

Исходя из вышеотмеченного члены комитетов обменялись мнениями с представителями соответствующих министерств и ведомств по ряду вопросов.

В том числе о соответствии таможенных правил Союза нашему национальному законодательству, принципиальные различия между ними, внешней торговле, таможенным вопросам, перемещении физических лиц между государствами-членами, положительное и отрицательном влиянии сотрудничества на нашу национальную экономику.

Как сказал член комитета А. Хамраев, необходимо уделить особое внимание требованиям и обязательствам к государству, которое имеет статус государства-наблюдателя в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, и принципам равенства сторон при определении обязательств.

Исходя из рассмотренных вопросов участники мероприятия определили соответствующие задачи для подготовки окончательного заключения комитета.

...
Leonid Polishchuk, Deputy Director, IRIS Center, University of Maryland, USA

"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."