В соответствии с приоритетами, определенными в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утверждены и реализуются «дорожные карты» по развитию сотрудничества с Турцией, Индией, Китаем, Японией, Германией, Францией, Афганистаном, Казахстаном, Туркменистаном и другими странами. Укрепляются взаимовыгодные и всесторонние отношения с государствами Ближнего Востока: Саудовской Аравией, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Катаром, Оманом, Алжиром и другими. Узбекистан ввел безвизовый режим для граждан 86 и упрощенный визовый режим для граждан 57 государств. В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн. иностранных граждан, что в 3,3 раза больше, чем в 2016 году.
В результате проводимой работы по развитию международного экономического сотрудничества в 2019 году значительно вырос приток прямых иностранных инвестиций в страну. Их объем составил 4,2 млрд. долларов, что в 3,7 раза больше, чем в 2018 году. По итогам первого полугодия 2020 года, несмотря на все сложности, связанные с Covid-19, объем иностранных инвестиций в экономику Узбекистана составил 4,8 млрд. долларов, в том числе прямых – 3,2 млрд. долларов.
Узбекистан придает особое значение развитию активного сотрудничества с международными организациями: Организацией Объединенных Наций и ее институтами, Содружеством независимых государств, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией исламского сотрудничества, Тюркским советом и другими.
В последние годы удалось повысить уровень взаимодействия с Управлением верховного комиссара по правам человека и Советом по правам человека ООН. В парламентских выборах, состоявшихся в стране в декабре 2019 года, приняли участие 825 наблюдателей из 50 стран и 10 международных организаций. Узбекистан впервые принял полномасштабную миссию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в составе 316 человек.
Узбекистан заинтересован в дальнейшем расширении и углублении сотрудничества с международными институтами развития – Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
Проводимая новая внешняя политика Узбекистана получает достойную международную оценку. Так, в 2019 году журнал Economist (Великобритания) признал Узбекистан страной, где реформы с 2017 года осуществляются наиболее быстрыми темпами. В рейтинге Всемирного банка Doing Business страна заняла 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса и вошла в число лучших стран-реформаторов.
Ключевыми направлениями политики последних лет стали усиление взаимодействия с международными организациями и региональными объединениями, в частности ШОС, ЕАЭС, вступление в ВТО, региональное сотрудничество и содействие Афганистану в восстановлении мирной жизни.
В июле текущего года после почти 15-летнего перерыва Узбекистан возобновил встречи совместной рабочей группы по вступлению во Всемирную торговую организацию. Это обусловлено тем, что проводимые в стране реформы способствуют наращиванию экспортного потенциала и страна заинтересована в более широком выходе своих товаров на международные рынки, чему будет способствовать членство в ВТО.
Возобновление процесса вступления Республики Узбекистан в ВТО было инициировано Президентом Республики Узбекистан и официально заявлено в его послании Парламенту Узбекистана в декабре 2017 года.
Стратегической целью вступления Узбекистана в ВТО является получение и использование преимуществ, которые дает членство в Организации, но принятие обязательств в рамках этой организации должно происходить с учетом необходимости защиты национальных интересов.
Вступление в ВТО носит комплексный характер, затрагивает все сферы экономики и внесет изменения не только во внешнеторговый режим страны (таможенные ставки, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры и др.), но и в регулирование таких сфер, как сельское хозяйство (государственная поддержка сельского хозяйства, регулирование цен и др.), интеллектуальная собственность, услуги (услуги со стороны иностранных компаний), государственные закупки, государственное регулирование экономики и другие.
Международное сообщество, включая основных торговых партнеров, поддерживает Узбекистан в его стремлении более открыто интегрироваться в мировую торговлю и оказывает всестороннее содействие процессу вступления Узбекистана в ВТО. В частности, Европейский Союз предоставил грант в размере 5 млн. евро на финансирование процесса вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Соглашение между сторонами было подписано 11 ноября 2019 г. в Брюсселе и предусматривает оказание содействия Узбекистану в процессе присоединения к ВТО в целом, включая подготовку необходимых документов, повышение знаний узбекских специалистов по соглашениям ВТО и международной торговой системе.
Возможность углубления взаимодействия Узбекистана с ЕАЭС стала рассматриваться после того, как ситуация в узбекской экономике под влиянием реформ существенно изменилась. Была ведена конвертация, либерализован режим внешнеэкономической деятельности, снято множество заградительных барьеров. И это способствовало расширению торгово-экономических связей со странами ЕАЭС. Внешнеторговый оборот Узбекистана и государств-членов ЕАЭС увеличился в 2019 году на 18,7 процента, по сравнению с 2018 годом, до $11,16 млрд. В том числе, экспорт Узбекистана в страны ЕАЭС вырос на 22,9 процента, до $4,65 млрд., импорт – на 15,8 процента, до $6,51 млрд. В период же 2016-2019 годов общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС вырос на 60 процентов.
В последние годы значительно расширилось инвестиционное сотрудничество Узбекистана со странами ЕАЭС. На территории Узбекистана на 1 ноября 2020 года действуют 896 совместных предприятий с участием казахстанского капитала, в то время как в 2018 г. их число составляло 272, с участием российского, соответственно, — 2047 и 901. Дальнейшая логика экономического развития страны требует расширения экспортных возможностей, что сдерживается во все большей степени заградительными мерами для узбекского экспорта, применяемыми другими странами. Это и является главным фактором того, что вопрос об углублении взаимодействия с ЕАЭС вышел на повестку дня именно в настоящий момент.
В прошлом году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что «Узбекистан изучает возможности присоединения к ЕАЭС». «Хотим мы или нет, но Россия и ЕАЭС – это наши основные партнеры, 70% нашей торговли связано с ними», – сказал он. В январе этого года глава государства уточнил, что вопрос участия страны в этом объединении должен быть всесторонне изучен в парламенте. В марте Кабинетом Министров было принято решение внести на рассмотрение обеих палат парламента предложение об участии республики в ЕАЭС в качестве наблюдателя. А уже в мае верхняя палата парламента (сената) Олий Мажлиса Республики Узбекистан большинством голосов одобрила сотрудничество страны с Евразийским экономическим союзом в статусе государства-наблюдателя.
Во время проведения Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС в формате видеоконференции 11 декабря 2020 года Узбекистан получил статус государства-наблюдателя в этой организации.
Ранее укрепилось мнение, что Узбекистан избегает сотрудничества в многосторонних форматах после того, как он вышел из ГУУАМ, ОДКБ и ЕврАзЭс. Однако это не совсем так. Узбекистан давно и динамично развивает партнерство в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), являясь одной из шести стран-учредителей этой организации и играет активную роль в ее деятельности.
Важное значение для Узбекистана имеет укрепление торгово-экономических отношений в рамках этой организации. Страны ШОС входят в число стран – основных внешнеторговых партнеров Узбекистана, за исключением Индии и Пакистана. Почти половина внешнеторгового оборота Узбекистана приходится на страны ШОС. При этом по итогам 10 месяцев 2020 года по показателям товарооборота первые три места занимают Китай (17,1% от общего объема), Россия (15,1%) и Казахстан (7,7%). В последние годы наблюдается положительная динамика роста товарооборота Узбекистана со странами ШОС, который в 2019 году вырос на 20%, по сравнению с 2018 годом. В сфере торгово-экономических отношений в ноябре 2019 года на заседании глав правительств стран ШОС в г. Ташкенте была утверждена новая «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС до 2035».
Помимо торгово-экономических отношений важным для Узбекистана направлением деятельности ШОС является сотрудничество в области безопасности. В 2004 году на саммите ШОС, который состоялся в Ташкенте, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в целях координации усилий по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, трансграничной наркопреступностью, укрепления безопасности государств-членов ШОС. Офис РАТС ШОС располагается в столице Узбекистана – городе Ташкенте.
Ввиду удаленности от мирового океана для Узбекистана важное значение имеет транспортное сотрудничество в ШОС. Одним из положительных результатов сотрудничества стран ШОС в транспортной сфере можно считать подписание в 2014 году «Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок», в соответствии с которым страны-члены ШОС предоставляют своим перевозчикам право на осуществление международных автомобильных перевозок по территории друг друга с использованием определенных льгот.
Таким образом, сотрудничество Узбекистана в формате ШОС показывает, что Узбекистан является надежным и устойчивым партнером в интеграционных процессах, если сотрудничество в них не противоречит его национальным интересам и не ограничивает суверенитет страны. И это важно учитывать сейчас, когда Узбекистан открылся миру и начал активно участвовать в мировых интеграционных процессах.
Узбекистан в последние годы заметно расширил двусторонний политический диалог и торгово-экономические связи с сопредельными странами. Приоритетное значение стран Центральной Азии (ЦА) во внешней политике Узбекистана было обозначено Президентом Шавкатом Мирзиёевым сразу после его избрания. В частности, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусмотрено создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства.
Примечательно, что Президент Узбекистана свой первый официальный зарубежный визит совершил 6 марта 2017 года в соседний Туркменистан, в ходе которого был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Туркменистаном. Вторым официальным визитом стал визит в Казахстан 23 марта 2017 года, во время которого была подписана Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Узбекистаном и Казахстаном. В сентябре 2017 года Президент Узбекистана совершил официальный визит в Кыргызстан. А в марте 2018 года состоялся его официальный визит в Таджикистан. В ходе этих визитов были также приняты пакеты двусторонних межправительственных соглашений по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству.
Укреплению регионального сотрудничества также способствовала инициатива Президента Узбекистана по созданию формата регулярных консультативных встреч глав государств стран ЦА. Первая такая встреча была проведена в столице Казахстана 15 марта 2018 года, вторая – 30 ноября 2019 года в столице Узбекистана.
О приоритетности региона Центральной Азии во внешней политике Узбекистана было заявлено Президентом Шавкатом Мирзиёевым и с трибуны ООН, в ходе выступления на 72-й сессии Генассамблеи 19 сентября 2017 года. «Мирная, экономически процветающая Центральная Азия – наша важнейшая цель и ключевая задача», – отметил Ш. Мирзиёев.
В своем выступлении на 75-й сессии Генассамблеи ООН 23 сентября 2020 года Шавкат Мирзиёев сообщил, что в отношениях между странами ЦА создана атмосфера добрососедства и взаимного доверия, дружбы и уважения. При этом он отметил, что перед государствами ЦА стоит важная стратегическая задача – обеспечить глубокую интеграцию региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры и предложил создать под эгидой ООН «Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности».
Благодаря внешнеполитическому курсу, направленному на сближение с соседними государствами в период 2017-2019 гг., товарооборот Узбекистана со странами ЦА вырос почти в 2 раза – с 2,7 млрд. долл. до 5,2 млрд. долл. При этом с Казахстаном рост составил в 1,6 раза, Кыргызстаном – в 2,3 раза, Туркменистаном – в 3,1 раза и Таджикистаном – в 2 раза. Доля товарооборота Узбекистана со странами ЦА от общего объема товарооборота также выросла с 10,2 до 12,7%. По итогам 10 месяцев 2020 года товарооборот со странами ЦА несколько снизился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, что связано с общим замедлением экономической активности в связи с пандемией коронавируса, однако доля стран ЦА в общем объеме товарооборота Узбекистана не изменилась и составила 12,7%.
Выросло также инвестиционное сотрудничество Узбекистана со странами ЦА. Так, с конца 2017 года к ноябрю 2020 года число зарегистрированных предприятий с капиталом Казахстана выросло с 281 до 896 единиц, Кыргызстана – с 57 до 175 единиц, а Таджикистана и Туркменистана – 178 и 140 единиц, соответственно. Узбекский капитал также стал активно присутствовать в странах ЦА, в частности, в Казахстане были открыты текстильная фабрика и совместное предприятие по сборке автомобилей, а в Таджикистане и Кыргызстане – по выпуску бытовой техники.
Динамика товарооборота (ТО) Узбекистана со странами ЦА в 2017-2020 гг. (млн. долл.)
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
10 мес. 2019 г. |
10 мес. 2020 г. |
Доля (%) в ТО со странами ЦА по итогам 2019 г. |
|
Общий ТО со всеми странами, в т.ч.: |
26566,0 |
33430,0 |
42177,8 |
34316,3 |
30059,4 |
|
Казахстан |
2055,7 |
3022,2 |
3367,7 |
2789,7 |
2313,6 |
64,3 |
Кыргызстан |
253,7 |
481,0 |
829,0 |
701,7 |
736,3 |
15,8 |
Туркменистан |
177,9 |
302,1 |
541,9 |
470,6 |
361,8 |
10,4 |
Таджикистан |
237,9 |
389,1 |
497,0 |
398,3 |
394,3 |
9,5 |
ТО с странами ЦА |
2725,2 |
4194,4 |
5235,6 |
4360,3 |
3806,0 |
100,0 |
Темпы роста ТО (%) |
110,2 |
153,9 |
124,8 |
87,3 |
||
Доля стран ЦА в общем ТО Узбекистана (%) |
10,2 |
12,5 |
12,4 |
12,7 |
12,7 |
Источник: данные Госкомстата
Активная политика Узбекистана в Центральной Азии особенно ярко проявилась в выработке и осуществлении совместных мер по борьбе с распространением инфекции, укреплении сотрудничества в торгово-экономической и транспортно-транзитной сферах в этот сложный период, а также оказании гуманитарного содействия Кыргызстану и Таджикистану.
Узбекистан всегда выступал за скорейшее установление мира и стабильности в Афганистане, что создаст условия для развития его экономики. Особое внимание теме Афганистана было уделено в выступлении Президента Ш. Мирзиёева на 75-й сессии Генассамблеи ООН, в котором он предложил «создать при ОНН постоянно действующий комитет, который будет прислушиваться к мнению и чаяниям этого многострадального народа». При этом основной задачей данного комитета должно стать содействие социально-экономическому развитию Афганистана.
Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Узбекистаном и Афганистаном имеет большие перспективы и в последние три года динамично развивается. По итогам 2019 года товарооборот Узбекистана с Афганистаном составил 617,6 млн. долл., в котором основную долю составляет узбекский экспорт. При этом по итогам 10 месяцев 2020 г. объем экспорта в Афганистан вырос на 24,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля Узбекистана во внешней торговле Афганистана достигла 7,4%, а в общем афганском импорте – 8,3%.
Динамика товарооборота Узбекистана с Афганистаном (млн. долл.)
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
10 мес. 2019 г. |
10 мес. 2020 г. |
|
Товарооборот |
445,1 |
519,7 |
617,1 |
604,6 |
617,6 |
492,9 |
611,4 |
Экспорт |
444,4 |
517,3 |
614,9 |
602,5 |
614,7 |
490,9 |
609,5 |
Импорт |
0,6 |
2,4 |
2,2 |
2,0 |
2,9 |
1,9 |
1,9 |
Сальдо |
443,8 |
514,9 |
612,7 |
600,4 |
611,7 |
488,9 |
607,7 |
Источник: данные Госкомстата
В своей внешней политике Узбекистан уделяет приоритетное внимание развитию сотрудничества с Афганистаном в сфере торговли, транспорта, энергетики, вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические связи, что создает условия для формирования социально-экономической базы мирного процесса в ИРА. Мирный и стабильный Афганистан позволит реализовать в полном объеме потенциал трансрегионального сотрудничества, обеспечить взаимосвязанность на обширном пространстве Евразии, превратит Афганистан в мост между Южной и Центральной Азией.
В частности, Узбекистан участвует в реализации проекта строительства новой ж/д магистрали «Мазари-Шариф–Герат», которая станет продолжением ж/д линии «Хайратон–Мазари-Шариф». Кроме этого, прорабатывается также вопрос строительства ж/д линии «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар». Реализация данных проектов не только создаст благоприятные условия для взаимной торговли, но и повысит транзитный потенциал обоих государств, свяжет регионы Центральной и Южной Азии, откроет для стран ЦА возможность выхода к пакистанским портам Гвадар и Карачи.
Развитие Афганистана упирается в недостаток энергетических мощностей. В частности, объем импорта электроэнергии в 4 раза превышает объемы собственной выработки. Узбекистан с 2002 года осуществляет регулярные поставки электроэнергии в Афганистан и покрывает 52% афганского импорта электроэнергии. Объем поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан с 2002 по 2019 годы увеличился более чем в 40 раз, но это не решает проблемы. В связи с этим важным инвестиционным проектом, который будет реализовываться Узбекистаном на территории Афганистана, является строительство линии электропередачи «Сурхан–Пули-Хумри», которая позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии.
Для содействия Афганистану в подготовке кадров в приграничном городе Термезе создан узбекско-афганский «Образовательный центр», в котором обучаются около 200 афганских граждан по направлениям «узбекская филология», «железнодорожный транспорт», «сельское хозяйство» и другим специальностям. При этом только половина стоимости за образование оплачивается за счет афганской стороны, остальная сумма покрывается узбекской стороной.
В ноябре 2020 года Президентом Узбекистана были подписаны Постановление ПП-4892 «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению экономического сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан» и Указ УП-6109 «О мерах по дальнейшему развитию деятельности специальных экономических и малых промышленных зон в Сурхандарьинской области и городе Ташкенте», которые создают новые правовые условия для укрепления экономического сотрудничества с Афганистаном. В частности, предусматриваются подписание между Узбекистаном и Афганистаном соглашения о преференциальной торговле и доведение годового объема взаимной торговли до 2 млрд. долл. к 2023 году. В этих целях на территории приграничного с Афганистаном города Термеза создается зона свободной торговли «Международный торговый центр Термез» с соответствующей логистической инфраструктурой.
Таким образом, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Афганистаном имеет большие перспективы, и главным условием их развития является обеспечение стабильности и безопасности на его территории. И в этом заинтересованы не только страны региона, но и все мировое сообщество.