CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Внешние ориентиры Узбекистана

В соответствии с приоритетами, определенными в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утверждены и реализуются «дорожные карты» по развитию сотрудничества с Турцией, Индией, Китаем, Японией, Германией, Францией, Афганистаном, Казахстаном, Туркменистаном и другими странами. Укрепляются взаимовыгодные и всесторонние отношения с государствами Ближнего Востока: Саудовской Аравией, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Катаром, Оманом, Алжиром и другими. Узбекистан ввел безвизовый режим для граждан 86 и упрощенный визовый режим для граждан 57 государств. В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн. иностранных граждан, что в 3,3 раза больше, чем в 2016 году.

В результате проводимой работы по развитию международного экономического сотрудничества в 2019 году значительно вырос приток прямых иностранных инвестиций в страну. Их объем составил 4,2 млрд. долларов, что в 3,7 раза больше, чем в 2018 году. По итогам первого полугодия 2020 года, несмотря на все сложности, связанные с Covid-19, объем иностранных инвестиций в экономику Узбекистана составил 4,8 млрд. долларов, в том числе прямых – 3,2 млрд. долларов.

Узбекистан придает особое значение развитию активного сотрудничества с международными организациями: Организацией Объединенных Наций и ее институтами, Содружеством независимых государств, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией исламского сотрудничества, Тюркским советом и другими.

В последние годы удалось повысить уровень взаимодействия с Управлением верховного комиссара по правам человека и Советом по правам человека ООН. В парламентских выборах, состоявшихся в стране в декабре 2019 года, приняли участие 825 наблюдателей из 50 стран и 10 международных организаций. Узбекистан впервые принял полномасштабную миссию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в составе 316 человек.

Узбекистан заинтересован в дальнейшем расширении и углублении сотрудничества с международными институтами развития – Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

Проводимая новая внешняя политика Узбекистана получает достойную международную оценку. Так, в 2019 году журнал Economist (Великобритания) признал Узбекистан страной, где реформы с 2017 года осуществляются наиболее быстрыми темпами. В рейтинге Всемирного банка Doing Business страна заняла 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса и вошла в число лучших стран-реформаторов.

Ключевыми направлениями политики последних лет стали усиление взаимодействия с международными организациями и региональными объединениями, в частности ШОС, ЕАЭС, вступление в ВТО, региональное сотрудничество и содействие Афганистану в восстановлении мирной жизни.

Вступление в ВТО

В июле текущего года после почти 15-летнего перерыва Узбекистан возобновил встречи совместной рабочей группы по вступлению во Всемирную торговую организацию. Это обусловлено тем, что проводимые в стране реформы способствуют наращиванию экспортного потенциала и страна заинтересована в более широком выходе своих товаров на международные рынки, чему будет способствовать членство в ВТО.

Возобновление процесса вступления Республики Узбекистан в ВТО было инициировано Президентом Республики Узбекистан и официально заявлено в его послании Парламенту Узбекистана в декабре 2017 года.

Стратегической целью вступления Узбекистана в ВТО является получение и использование преимуществ, которые дает членство в Организации, но принятие обязательств в рамках этой организации должно происходить с учетом необходимости защиты национальных интересов.

Вступление в ВТО носит комплексный характер, затрагивает все сферы экономики и внесет изменения не только во внешнеторговый режим страны (таможенные ставки, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры и др.), но и в регулирование таких сфер, как сельское хозяйство (государственная поддержка сельского хозяйства, регулирование цен и др.), интеллектуальная собственность, услуги (услуги со стороны иностранных компаний), государственные закупки, государственное регулирование экономики и другие.

Международное сообщество, включая основных торговых партнеров, поддерживает Узбекистан в его стремлении более открыто интегрироваться в мировую торговлю и оказывает всестороннее содействие процессу вступления Узбекистана в ВТО. В частности, Европейский Союз предоставил грант в размере 5 млн. евро на финансирование процесса вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Соглашение между сторонами было подписано 11 ноября 2019 г. в Брюсселе и предусматривает оказание содействия Узбекистану в процессе присоединения к ВТО в целом, включая подготовку необходимых документов, повышение знаний узбекских специалистов по соглашениям ВТО и международной торговой системе.

Взаимодействие с ЕАЭС

Возможность углубления взаимодействия Узбекистана с ЕАЭС стала рассматриваться после того, как ситуация в узбекской экономике под влиянием реформ существенно изменилась. Была ведена конвертация, либерализован режим внешнеэкономической деятельности, снято множество заградительных барьеров. И это способствовало расширению торгово-экономических связей со странами ЕАЭС. Внешнеторговый оборот Узбекистана и государств-членов ЕАЭС увеличился в 2019 году на 18,7 процента, по сравнению с 2018 годом, до $11,16 млрд. В том числе, экспорт Узбекистана в страны ЕАЭС вырос на 22,9 процента, до $4,65 млрд., импорт – на 15,8 процента, до $6,51 млрд. В период же 2016-2019 годов общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС вырос на 60 процентов.

В последние годы значительно расширилось инвестиционное сотрудничество Узбекистана со странами ЕАЭС. На территории Узбекистана на 1 ноября 2020 года действуют 896 совместных предприятий с участием казахстанского капитала, в то время как в 2018 г. их число составляло 272, с участием российского, соответственно, — 2047 и 901. Дальнейшая логика экономического развития страны требует расширения экспортных возможностей, что сдерживается во все большей степени заградительными мерами для узбекского экспорта, применяемыми другими странами. Это и является главным фактором того, что вопрос об углублении взаимодействия с ЕАЭС вышел на повестку дня именно в настоящий момент.

В прошлом году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что «Узбекистан изучает возможности присоединения к ЕАЭС». «Хотим мы или нет, но Россия и ЕАЭС – это наши основные партнеры, 70% нашей торговли связано с ними», – сказал он. В январе этого года глава государства уточнил, что вопрос участия страны в этом объединении должен быть всесторонне изучен в парламенте. В марте Кабинетом Министров было принято решение внести на рассмотрение обеих палат парламента предложение об участии республики в ЕАЭС в качестве наблюдателя. А уже в мае верхняя палата парламента (сената) Олий Мажлиса Республики Узбекистан большинством голосов одобрила сотрудничество страны с Евразийским экономическим союзом в статусе государства-наблюдателя.

Во время проведения Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС в формате видеоконференции 11 декабря 2020 года Узбекистан получил статус государства-наблюдателя в этой организации.

Участие в ШОС

Ранее укрепилось мнение, что Узбекистан избегает сотрудничества в многосторонних форматах после того, как он вышел из ГУУАМ, ОДКБ и ЕврАзЭс. Однако это не совсем так. Узбекистан давно и динамично развивает партнерство в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), являясь одной из шести стран-учредителей этой организации и играет активную роль в ее деятельности.

Важное значение для Узбекистана имеет укрепление торгово-экономических отношений в рамках этой организации. Страны ШОС входят в число стран – основных внешнеторговых партнеров Узбекистана, за исключением Индии и Пакистана. Почти половина внешнеторгового оборота Узбекистана приходится на страны ШОС. При этом по итогам 10 месяцев 2020 года по показателям товарооборота первые три места занимают Китай (17,1% от общего объема), Россия (15,1%) и Казахстан (7,7%). В последние годы наблюдается положительная динамика роста товарооборота Узбекистана со странами ШОС, который в 2019 году вырос на 20%, по сравнению с 2018 годом. В сфере торгово-экономических отношений в ноябре 2019 года на заседании глав правительств стран ШОС в г. Ташкенте была утверждена новая «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС до 2035».

Помимо торгово-экономических отношений важным для Узбекистана направлением деятельности ШОС является сотрудничество в области безопасности. В 2004 году на саммите ШОС, который состоялся в Ташкенте, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в целях координации усилий по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, трансграничной наркопреступностью, укрепления безопасности государств-членов ШОС. Офис РАТС ШОС располагается в столице Узбекистана – городе Ташкенте.

Ввиду удаленности от мирового океана для Узбекистана важное значение имеет транспортное сотрудничество в ШОС. Одним из положительных результатов сотрудничества стран ШОС в транспортной сфере можно считать подписание в 2014 году «Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок», в соответствии с которым страны-члены ШОС предоставляют своим перевозчикам право на осуществление международных автомобильных перевозок по территории друг друга с использованием определенных льгот.

Таким образом, сотрудничество Узбекистана в формате ШОС показывает, что Узбекистан является надежным и устойчивым партнером в интеграционных процессах, если сотрудничество в них не противоречит его национальным интересам и не ограничивает суверенитет страны. И это важно учитывать сейчас, когда Узбекистан открылся миру и начал активно участвовать в мировых интеграционных процессах.

Региональный приоритет

Узбекистан в последние годы заметно расширил двусторонний политический диалог и торгово-экономические связи с сопредельными странами. Приоритетное значение стран Центральной Азии (ЦА) во внешней политике Узбекистана было обозначено Президентом Шавкатом Мирзиёевым сразу после его избрания. В частности, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусмотрено создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства.

Примечательно, что Президент Узбекистана свой первый официальный зарубежный визит совершил 6 марта 2017 года в соседний Туркменистан, в ходе которого был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Туркменистаном. Вторым официальным визитом стал визит в Казахстан 23 марта 2017 года, во время которого была подписана Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Узбекистаном и Казахстаном. В сентябре 2017 года Президент Узбекистана совершил официальный визит в Кыргызстан. А в марте 2018 года состоялся его официальный визит в Таджикистан. В ходе этих визитов были также приняты пакеты двусторонних межправительственных соглашений по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству.

Укреплению регионального сотрудничества также способствовала инициатива Президента Узбекистана по созданию формата регулярных консультативных встреч глав государств стран ЦА. Первая такая встреча была проведена в столице Казахстана 15 марта 2018 года, вторая – 30 ноября 2019 года в столице Узбекистана.

О приоритетности региона Центральной Азии во внешней политике Узбекистана было заявлено Президентом Шавкатом Мирзиёевым и с трибуны ООН, в ходе выступления на 72-й сессии Генассамблеи 19 сентября 2017 года. «Мирная, экономически процветающая Центральная Азия – наша важнейшая цель и ключевая задача», – отметил Ш. Мирзиёев.

В своем выступлении на 75-й сессии Генассамблеи ООН 23 сентября 2020 года Шавкат Мирзиёев сообщил, что в отношениях между странами ЦА создана атмосфера добрососедства и взаимного доверия, дружбы и уважения. При этом он отметил, что перед государствами ЦА стоит важная стратегическая задача – обеспечить глубокую интеграцию региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры и предложил создать под эгидой ООН «Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности».

Благодаря внешнеполитическому курсу, направленному на сближение с соседними государствами в период 2017-2019 гг., товарооборот Узбекистана со странами ЦА вырос почти в 2 раза – с 2,7 млрд. долл. до 5,2 млрд. долл. При этом с Казахстаном рост составил в 1,6 раза, Кыргызстаном – в 2,3 раза, Туркменистаном – в 3,1 раза и Таджикистаном – в 2 раза. Доля товарооборота Узбекистана со странами ЦА от общего объема товарооборота также выросла с 10,2 до 12,7%. По итогам 10 месяцев 2020 года товарооборот со странами ЦА несколько снизился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, что связано с общим замедлением экономической активности в связи с пандемией коронавируса, однако доля стран ЦА в общем объеме товарооборота Узбекистана не изменилась и составила 12,7%.

Выросло также инвестиционное сотрудничество Узбекистана со странами ЦА. Так, с конца 2017 года к ноябрю 2020 года число зарегистрированных предприятий с капиталом Казахстана выросло с 281 до 896 единиц, Кыргызстана – с 57 до 175 единиц, а Таджикистана и Туркменистана – 178 и 140 единиц, соответственно. Узбекский капитал также стал активно присутствовать в странах ЦА, в частности, в Казахстане были открыты текстильная фабрика и совместное предприятие по сборке автомобилей, а в Таджикистане и Кыргызстане – по выпуску бытовой техники.

Динамика товарооборота (ТО) Узбекистана со странами ЦА в 2017-2020 гг. (млн. долл.)

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

10 мес. 2019 г.

10 мес. 2020 г.

Доля (%)

в ТО со странами ЦА по итогам 2019 г.

Общий ТО со всеми странами, в т.ч.:

26566,0

33430,0

42177,8

34316,3

30059,4

 

Казахстан

2055,7

3022,2

3367,7

2789,7

2313,6

64,3

Кыргызстан

253,7

481,0

829,0

701,7

736,3

15,8

Туркменистан

177,9

302,1

541,9

470,6

361,8

10,4

Таджикистан

237,9

389,1

497,0

398,3

394,3

9,5

ТО с странами ЦА

2725,2

4194,4

5235,6

4360,3

3806,0

100,0

Темпы роста ТО (%)

110,2

153,9

124,8

 

87,3

 

Доля стран ЦА в общем ТО Узбекистана (%)

10,2

12,5

12,4

12,7

12,7

 

Источник: данные Госкомстата

Активная политика Узбекистана в Центральной Азии особенно ярко проявилась в выработке и осуществлении совместных мер по борьбе с распространением инфекции, укреплении сотрудничества в торгово-экономической и транспортно-транзитной сферах в этот сложный период, а также оказании гуманитарного содействия Кыргызстану и Таджикистану.

Узбекистан в мирном процессе в Афганистане

Узбекистан всегда выступал за скорейшее установление мира и стабильности в Афганистане, что создаст условия для развития его экономики. Особое внимание теме Афганистана было уделено в выступлении Президента Ш. Мирзиёева на 75-й сессии Генассамблеи ООН, в котором он предложил «создать при ОНН постоянно действующий комитет, который будет прислушиваться к мнению и чаяниям этого многострадального народа». При этом основной задачей данного комитета должно стать содействие социально-экономическому развитию Афганистана.

Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Узбекистаном и Афганистаном имеет большие перспективы и в последние три года динамично развивается. По итогам 2019 года товарооборот Узбекистана с Афганистаном составил 617,6 млн. долл., в котором основную долю составляет узбекский экспорт. При этом по итогам 10 месяцев 2020 г. объем экспорта в Афганистан вырос на 24,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля Узбекистана во внешней торговле Афганистана достигла 7,4%, а в общем афганском импорте – 8,3%.

Динамика товарооборота Узбекистана с Афганистаном (млн. долл.)

 

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

10 мес.

2019 г.

10 мес.

2020 г.

Товарооборот

445,1

519,7

617,1

604,6

617,6

492,9

611,4

Экспорт

444,4

517,3

614,9

602,5

614,7

490,9

609,5

Импорт

0,6

2,4

2,2

2,0

2,9

1,9

1,9

Сальдо

443,8

514,9

612,7

600,4

611,7

488,9

607,7

Источник: данные Госкомстата

В своей внешней политике Узбекистан уделяет приоритетное внимание развитию сотрудничества с Афганистаном в сфере торговли, транспорта, энергетики, вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические связи, что создает условия для формирования социально-экономической базы мирного процесса в ИРА. Мирный и стабильный Афганистан позволит реализовать в полном объеме потенциал трансрегионального сотрудничества, обеспечить взаимосвязанность на обширном пространстве Евразии, превратит Афганистан в мост между Южной и Центральной Азией.

В частности, Узбекистан участвует в реализации проекта строительства новой ж/д магистрали «Мазари-Шариф–Герат», которая станет продолжением ж/д линии «Хайратон–Мазари-Шариф». Кроме этого, прорабатывается также вопрос строительства ж/д линии «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар». Реализация данных проектов не только создаст благоприятные условия для взаимной торговли, но и повысит транзитный потенциал обоих государств, свяжет регионы Центральной и Южной Азии, откроет для стран ЦА возможность выхода к пакистанским портам Гвадар и Карачи.

Развитие Афганистана упирается в недостаток энергетических мощностей. В частности, объем импорта электроэнергии в 4 раза превышает объемы собственной выработки. Узбекистан с 2002 года осуществляет регулярные поставки электроэнергии в Афганистан и покрывает 52% афганского импорта электроэнергии. Объем поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан с 2002 по 2019 годы увеличился более чем в 40 раз, но это не решает проблемы. В связи с этим важным инвестиционным проектом, который будет реализовываться Узбекистаном на территории Афганистана, является строительство линии электропередачи «Сурхан–Пули-Хумри», которая позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии.

Для содействия Афганистану в подготовке кадров в приграничном городе Термезе создан узбекско-афганский «Образовательный центр», в котором обучаются около 200 афганских граждан по направлениям «узбекская филология», «железнодорожный транспорт», «сельское хозяйство» и другим специальностям. При этом только половина стоимости за образование оплачивается за счет афганской стороны, остальная сумма покрывается узбекской стороной.

В ноябре 2020 года Президентом Узбекистана были подписаны Постановление ПП-4892 «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению экономического сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан» и Указ УП-6109 «О мерах по дальнейшему развитию деятельности специальных экономических и малых промышленных зон в Сурхандарьинской области и городе Ташкенте», которые создают новые правовые условия для укрепления экономического сотрудничества с Афганистаном. В частности, предусматриваются подписание между Узбекистаном и Афганистаном соглашения о преференциальной торговле и доведение годового объема взаимной торговли до 2 млрд. долл. к 2023 году. В этих целях на территории приграничного с Афганистаном города Термеза создается зона свободной торговли «Международный торговый центр Термез» с соответствующей логистической инфраструктурой.

Таким образом, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Афганистаном имеет большие перспективы, и главным условием их развития является обеспечение стабильности и безопасности на его территории. И в этом заинтересованы не только страны региона, но и все мировое сообщество.

Юрий Кутбитдинов, Улугбек Сайдиев, Нодира Курбанбаева,

Центр экономических исследований и реформ

...