CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Узбекистан и ЕАЭС: Текстильная примерка

В СМИ активно обсуждается вопрос возможности вступления Узбекистана в ЕАЭС. Какой эффект это может принести экономике Узбекистана – положительный или отрицательный?  Более-менее точный ответ на этот вопрос может дать только соответствующий анализ для конкретных отраслей промышленности. В настоящем материале экспертами ЦЭИР проведена оценка возможных последствий вступления  Узбекистана в ЕАЭС  и их влияния на развитие текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана.

Текстильная отрасль в Узбекистане достаточно развита и обладает рядом конкурентных преимуществ. Валовый выпуск текстильных изделий и  одежды в 2018 г. составил 32,6 трлн. сум., или 13,8% от выпуска промышленной продукции.  В целом валовая добавленная стоимость производства текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и смежных изделий составляет 10 трлн. сум., что составляет 2,5%  ВВП.  

При этом в 2018 г. загрузка производственных мощностей по выпуску текстильных изделий и одежды была далеко не полной, что свидетельствует о том, что главным фактором, препятствующим развитию текстильного сектора, является недостаток спроса, а не предложения. Решить эту проблему при ограниченном внутреннем  спросе возможно только за счет наращивания экспорта.

Контуры изменения торгового режима

При вступлении Узбекистана в ЕАЭС потребуется изменение действующего торгового режима в отношении текстильной и швейно-трикотажной продукции в соответствии с нормами,  действующими в ЕАЭС.  Что придется изменить?

В рамках действующего на сегодняшний день таможенного режима в силу действия зоны свободной торговли СНГ импортные пошлины на текстильную и швейно-трикотажную продукцию между Узбекистаном и странами ЕАЭС не применяются. Вывозные таможенные пошлины в ЕАЭС в отношении текстильной и швейно-трикотажной продукции не применяются. При импорте товаров в России, Беларуси, Армении применяются  ставки НДС в размере 20%, в Казахстане и Кыргызстане – 12%. В Узбекистане ставка акциза в размере 15% применяется к завозимым коврам. Акцизы в отношении товаров текстильной и швейно-трикотажной отраслей также не применяются.

На внутреннем рынке узбекская текстильная продукция имеет существенные конкурентные ценовые преимущества, что явствует, к примеру, из сопоставления розничных цен на трикотажную продукцию в городе Ташкенте. В  связи с этим вряд ли можно ожидать  существенного увеличения импорта готовой  текстильной продукции из стран ЕАЭС в связи с возможным вступлением в эту организацию.

Розничные цены на трикотажную продукцию в Ташкенте

(долл.)

Наименование

Цены на продукцию РУз

Цены на продукцию Беларуси

Майка мужская трикотажная

3

5,8

Кофта трикотажная

5,2-15

9,4

Брюки трикотаж

11

31,8

Футболка трикотажная

3-5

8,4

Детская одежда

2,9-9,2

6,3-26,3

 

При вступлении в ЕАЭС Узбекистан станет частью единого таможенного пространства, где действуют единый таможенный тариф. С 2020 г. средняя ставка таможенных импортных пошлин в Узбекистане на товары рассматриваемой группы составит 12,2%, в ЕАЭС действующая средняя ставка составляет 8,6%.

В Узбекистане и ЕАЭС действуют также нулевые импортные таможенные пошлины на оборудование текстильной и швейно-трикотажной отраслей. Исключением является подсубпозиция «машины трикотажные, вязально-прошивные, для получения позументной нити, тюля, кружев, вышивания, плетения тесьмы или сетей и тафтинговые машины, бытовые», по которой в ЕАЭС действует ставка 3%.

Необходимо также учитывать, что при вступлении в ЕАЭС Узбекистан станет участником действующей зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, в рамках которой  по значительному количеству товарных позиций текстильной и швейно-трикотажной отраслей импортные пошлины обнулены или применяются триггерные защитные меры, предусматривающие возможность принятия определенных мер при превышении определенных порогов импорта.

Кроме того, при вступлении в ЕАЭС Узбекистану необходимо будет гармонизировать текущий технический регламент о безопасности продукции легкой промышленности с техническими регламентами ЕАЭС «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и «О безопасности продукции легкой промышленности», в соответствии с которыми выпускаемая на единый рынок ЕАЭС продукция подлежит декларированию соответствия и сертификации (изделия бельевые, корсетные, купальные, постельное белье, чулочно-носочные изделия первого слоя, одежда для детей и подростков).

Возможные последствия

Анализ вышеизложенного позволяет предполагать следующие возможные последствия вступления в ЕАЭС для рассматриваемого сектора промышленности Узбекистана.  

  • Увеличение импорта текстильной и швейно-трикотажной готовой продукции из третьих стран (Китай, страны Юго-Восточной Азии) за счет снижения таможенных пошлин и действующей ЗСТ между Вьетнамом и ЕАЭС.
  • Увеличение объемов нелегального импорта за счет ликвидации таможенного контроля на границах с Казахстаном и Кыргызстаном. По данным китайской статистики, экспорт КНР текстильной и швейно-трикотажной продукции в ЕАЭС в 2018 г. составил 11 млрд. долларов. По данным ЕЭК, импорт ЕАЭС из Китая аналогичной продукции составил 5 млрд. долл.
  • Рост конкуренции на внутреннем рынке за счет увеличения импорта продукции текстильной и швейно-трикотажной отраслей из третьих стран.
  • Увеличение себестоимости отечественной продукции из-за повышения импортных таможенных пошлин на сырьевые товары.

Перспективы экспортных рынков

Несмотря на некоторые не совсем положительные последствия для внутреннего рынка, вступление Узбекистана в ЕАЭС может быть весьма благоприятным для наращивания экспорта узбекской текстильной и швейно-трикотажной продукции. Экспорт Узбекистана по основным товарным группам  текстильной и швейно-трикотажной отраслей в 2018 г. составил 1,6 млрд. долл. Из них в страны ЕАЭС – 42% от общего объема экспорта, в третьи страны – 57%. Доля стран ЕАЭС в объеме узбекского экспорта ковров составляет 60%, трикотажных полотен машинного и ручного вязания – 90%, одежды – 91%.

В то же время имеется значительный потенциал по увеличению экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции на рынки стран ЕАЭС в силу значительных объемов импорта странами ЕАЭС текстильной и швейно-трикотажной продукции, который составил в 2018 г. 12,9 млрд. долл. (из них текстиля – 4,4 млрд. долл., одежды – 8,5 млрд. долл.). Увеличение экспорта узбекской текстильной и швейно-трикотажной продукции при вступлении в ЕАЭС может произойти за счет следующих факторов:

  • доступа отечественных предприятий к государственным закупкам продукции легкой промышленности ЕАЭС и, в частности, России;
  • снижения транспортных издержек и упрощения транзита экспортных товаров по территории Казахстана и РФ;
  • реализации незадействованного экспортного потенциала отрасли и расширения ассортимента экспортируемой текстильной и швейно-трикотажной продукции Узбекистана на рынки стран ЕАЭС.
  • Возможности диверсификации экспорта

По данным исследования Berlin Economics, рынки России и Армении обладают наибольшим потенциалом наращивания экспорта для текстильной и швейно-трикотажной продукции Узбекистана среди стран ЕАЭС. 

Однако Россия уже является основным потребителем экспортируемой Узбекистаном текстильной и швейно-трикотажной продукции, в частности, по таким товарам, как майки, белье постельное, кухонное, женское, различные полотна. Поэтому возможность наращивания экспорта по этим позициям представляется ограниченной.В связи с этим необходимо расширять ассортимент отечественной продукции на рынках стран ЕАЭС за счет товаров, обладающих высоким экспортным потенциалом, но в настоящее время слабо представленных на рассматриваемых рынках. Такими товарами являются мужские, женские и детские костюмы, пальто, свитеры, пуловеры, кардиганы, ковры и напольные покрытия, детская одежда.

Увеличению экспорта также может способствовать реализация новых инвестиционных проектов за счет инвесторов из стран ЕАЭС и Китая. В связи с отсутствием преференциального режима доступа на рынок ЕАЭС Китай может быть заинтересован в создании производств на территории стран ЕАЭС, и в частности Узбекистана, учитывая наличие достаточной сырьевой базы, дешевой рабочей силы. Также расширяется возможность для кооперации, в том числе с использованием сырьевой базы стран ЕАЭС.

Заключение

Таким образом, предварительный анализ того, как может повлиять вступление Узбекистана в ВТО на текстильную и швейно-трикотажную промышленность, позволяет утверждать, что при достаточно незначительных негативных последствиях для внутреннего рынка республики можно ожидать весьма благоприятных перспектив для наращивания экспорта текстильной и швейно-трикотажной промышленности на рынки стран ЕАЭС и других стран.

Вместе с тем, для смягчения возможных негативных последствий целесообразно в процессе вступления предусмотреть необходимость следующих мер. -Сохранение нулевых ставок импортных таможенных пошлин Узбекистана на сырье, оборудование и комплектующие для отечественных предприятий текстильной и швейно-трикотажной отраслей в рамках переходного периода. -В течение переходного периода должна быть завершена реализация запланированных в отрасли крупных инвестиционных проектов, а также приняты меры по достижению применения требований сертификатов ЕАЭС для отечественных предприятий.

-Также до вступления или в рамках переходного периода должна быть проведена гармонизация положений технических регламентов Узбекистана и ЕАЭС в области безопасности продукции легкой промышленности с установлением пятилетнего срока действия сертификатов и деклараций соответствия, выданных национальными органами до момента вступления в ЕАЭС.

 

Журнал "Экономическое обозрение" №11 2019 г.

*В следующем номере журнала "Экономическое обозрение" будет опубликован

сравнительный анализ текстильной и кожвенно-обувной отраслей, в условиях ЕАЭС.

...