При получении статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС Узбекистан сможет направить по месту пребывания ЕЭК (г. Москва) своего уполномоченного представителя, который на постоянной основе будет взаимодействовать со структурами Комиссии, а также по ее приглашению участвовать, но без права голоса, во всех заседаниях консультативных органов Комиссии, а также заседаниях ее Коллегии и Совета, за исключением закрытых.
При этом представитель Узбекистана при ЕЭК получит возможность оказывать содействие соответствующим министерствам и ведомствам нашей страны в поддержании регулярных контактов со структурами ЕЭК по вопросам развития торгово-экономического взаимодействия, технического, таможенного, санитарного и фитосанитарного регулирования, другим вопросам, отнесенным к сфере ведения Комиссии, а также диалогу и сотрудничеству в сферах, представляющих взаимный интерес для Узбекистана и стран ЕАЭС. Кроме этого, как страна-наблюдатель, Узбекистан сможет запрашивать у Комиссии копии представляющих для нее интерес документов, за исключением конфиденциальных и для служебного пользования.
Таким образом, представитель Узбекистана при ЕАЭС получит возможность «изнутри» наблюдать за работой ЕЭК, изучать принимаемые в рамках организации решения и другие нормативные акты по регулированию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран ЕАЭС. Данную информацию представитель будет также доводить до сведения заинтересованных министерств и ведомств Узбекистана для принятия ими необходимых мер по адаптации отечественных отраслей экономики к «безболезненной» интеграции, как в рамках ЕАЭС, так и ВТО, членами которой, кроме Беларуси, являются все страны ЕАЭС.
Россия, Казахстан и Кыргызстан, входящие в число главных торгово-экономических партнеров Узбекистана, как члены ЕАЭС проводят единую таможенно-тарифную политику и гармонизируют свои технические стандарты, в рамках работы ЕЭК. Поэтому наблюдатель от Узбекистана сможет предоставлять отечественным экспортерам и импортерам полезную информацию о принимаемых на уровне ЕЭК решений, регулирующих правила экспортно-импортных операций, в том числе на рынках указанных стран.
Следует отметить, что статус наблюдателя при ЕАЭС не предусматривает отмены таможенного контроля на границе Узбекистана со странами ЕАЭС и выполнение нашей страной принимаемых ЕЭК решений по регулированию торгово-экономической деятельности.
Таким образом, можно сказать, что получение Узбекистаном статуса наблюдателя при ЕАЭС не приведет к каким-либо изменениям в действующих правилах, регулирующих внешнеэкономическую деятельность со странами ЕАЭС, но при этом предоставит возможность получать больше информации о деятельности данной организации «изнутри» и учитывать ее в торгово-экономическом сотрудничестве со странами ЕАЭС.
Учитывая, что нахождение в статусе наблюдателя при ЕАЭС не ограничивается во времени, Узбекистан, имея данный статус, сможет тщательно изучить и взвесить все «плюсы» и «минусы» от своего возможного участия в ЕАЭС для последующего принятия решения, отвечающего его национальным интересам.
Узбекистан с 2013 года со всеми странами ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армения) поддерживает режим беспошлинной торговли в рамках «Договора о зоне свободной торговле СНГ» с некоторыми изъятиями, действующими до конца текущего года.
Следует отметить, что все страны ЕАЭС (кроме Беларуси) являются членами ВТО, в которой Узбекистан является страной-наблюдателем и активно ведет переговоры по вступлению в эту организацию. При этом Россия, Казахстан и Кыргызстан входят в число основных торгово-экономических партнеров Узбекистана, на которые приходится почти четверть общего внешнеторгового оборота.
Показатели товарооборота (ТО) Узбекистана со странами ЕАЭС (млн. долл.)
Страны |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
8 мес. 2019 г. |
8 мес. 2020 г. |
Россия |
4728,7 |
5655,9 |
6626,9 |
4105,6 |
3589,4 |
Казахстан |
2055,8 |
2919,6 |
3367,7 |
2238,9 |
1765,1 |
Кыргызстан |
253,7 |
402,8 |
829,0 |
575,8 |
563,7 |
Беларусь |
182,4 |
418,5 |
330,8 |
239,4 |
172,3 |
Армения |
3,0 |
5,0 |
6,0 |
4,0 |
3,7 |
Всего с ЕАЭС |
7223,6 |
9401,8 |
11160,4 |
7163,7 |
6094,2 |
Доля стран ЕАЭС от общего ТО (%) |
26,8 |
27,8 |
26,5 |
25,5 |
24,8 |
Источник: данные Госкомстата
Важность внешнеторговых отношений Узбекистана с другими странами целесообразно оценивать по показателям экспорта отечественных товаров на рынки данных стран, а не общего с ними товарооборота, в котором основную долю может занимать импорт. При этом необходимо учитывать объемы экспорта именно готовой продукции.
За последние три года товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС вырос на 54,5%, экспорт – на 41,7%, а импорт – на 65,2%. При этом следует отметить, что Узбекистан экспортирует на рынки стран ЕАЭС преимущественно готовую продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, а не сырьевые товары, которые поставляются, в основном, в Швейцарию (золото), Китай (природный газ), Турцию (медь, цинк) и т.д.
Показатели экспорта Узбекистана в страны ЕАЭС (млн. долл.)
Страны |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
8 мес. 2019 г. |
8 мес. 2020 г. |
Россия |
2019,2 |
2117,3 |
2492,5 |
1575,2 |
934,1 |
Казахстан |
1057,6 |
1352,2 |
1429,7 |
895,8 |
553,9 |
Кыргызстан |
178,3 |
269,7 |
679,0 |
483,3 |
479,1 |
Беларусь |
27,4 |
41,3 |
47,6 |
30,1 |
26,9 |
Армения |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
2,0 |
Всего с ЕАЭС |
3283,5 |
3783,5 |
4651,8 |
2986,4 |
1996,0 |
Доля стран ЕАЭС от общего экспорта (%) |
23,6 |
19,3 |
26,1 |
24,7 |
17,2 |
Источник: данные Госкомстата
Как видно, почти четверть от общего экспорта Узбекистана приходится на страны ЕАЭС, а если не учитывать в общем объеме экспорта сырьевые товары, то доля, занимаемая странами ЕАЭС, будет значительно выше.
Учитывая перспективы развития в Узбекистане отраслей экономики, выпускающих готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе электротехнической, автомобильной, текстильной, кожевенно-обувной, фармацевтической и других, рынки стран ЕАЭС могут стать основными потребителями экспортируемой ими готовой продукции.
В то же время насколько важны для Узбекистана рынки стран ЕАЭС, можно уже видеть на примере экспортной деятельности различных отраслей экономики и, в частности, электротехнической отрасли.
За последние три года объем продукции, производимой предприятиями электротехнической отрасли, увеличился более чем в 2 раза. В 2019 году предприятиями электротехнической отрасли было произведено продукции на 7,9 трлн. сумов, что составило 2,4% от всего объема произведенной промышленной продукции. По итогам 6 месяцев 2020 года объем производства электротехнической продукции уже составил 5,1 трлн. сумов и доля его в общем объеме произведенной промышленной продукции выросла до 3,1%, а за 8 месяцев текущего года данные показатели составили 7,2 трлн. сум. и 3,4% соответственно.
Следует отметить, что производственные мощности предприятий электротехнической промышленности могут покрывать потребности внутреннего рынка по кабельной продукции и силовому оборудованию практически на 90%, а по бытовой технике на 60%.
Динамика показателей объема производства по отдельным видам электротехнической продукции (млрд. сум.)
Вид продукции |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
6 мес. 2020 г. |
Бытовая техника |
927,0 |
1 040,0 |
2 097,0 |
2 248,9 |
Кабельно-проводниковая продукция |
1 717,9 |
1 617,2 |
2 628,9 |
949,7 |
Силовое оборудование и др. продукция |
730,5 |
1 775,1 |
3 218,5 |
1 928,1 |
Всего |
3 375,4 |
4 432,3 |
7 944,4 |
5 126,7 |
Источник: ассоциация «Узэлтехсаноат»
При этом наибольшие темпы роста наблюдаются в производстве бытовой техники, которой в 2019 г. было произведено в 2 раза больше, чем в 2018 году. Например, производство телевизоров выросло с 760 тыс. шт. в 2018 году до 951 тыс. шт. в 2019 году, кухонных плит с 680 до 820 тыс. шт., стиральных машин с 525 до 580 тыс. шт., холодильников с 420 до 502 тыс. шт. и т.д., а по итогам 6 месяцев 2020 года объем производства бытовой техники уже превысил годовые показатели 2019 года.
Показатели объемов производства основных видов бытовой техники в 2018-2019 гг. (тыс. шт.)
Номенклатура продукции |
2018 г. |
2019 г. |
Приемники телевизионные, мониторы |
760 |
951 |
Печи бытовые прочие, кухонные плиты |
680 |
820 |
Машины стиральные бытовые |
525 |
580 |
Холодильники бытовые и холодильное оборудование |
420 |
502 |
Печи бытовые микроволновые |
335 |
370 |
Электронагреватели безынерционные |
210 |
370 |
Пылесосы бытовые |
200 |
385 |
Установки для кондиционирования воздуха |
250 |
380 |
Электрокофеварки или электрочайники бытовые |
40 |
165 |
Счетчики учета подачи электроэнергии |
290 |
1550 |
Источник: данные Госкомстата
С ростом объемов производимой продукции наблюдается наращивание объемов экспорта электротехнической продукции. Так, за последние три года экспорт бытовой техники вырос более чем в 2 раза, а по итогам 6 месяцев – в 2,5 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Динамика показателей экспорта электротехнической продукции (млн. долл.)
Номенклатура продукции |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
6 мес. 2019 г. |
6 мес. 2020 г. |
Бытовая техника |
20,6 |
26,4 |
45,3 |
15,1 |
38,6 |
Кабельно-проводниковая продукция |
146,9 |
65,5 |
157,5 |
55,5 |
51,6 |
Силовое оборудование и др. продукция |
22,1 |
24,6 |
47,4 |
16,8 |
23,6 |
Всего |
189,7 |
116,5 |
250,3 |
87,5 |
113,8 |
Источник: данные ассоциации «Элтехсаноат»
География экспорта электротехнической продукции с каждым годом расширяется, но основными рынками сбыта по-прежнему остаются Турция и страны СНГ, в том числе входящие в ЕАЭС. При этом в Турцию экспортируются, главным образом, изделия из меди, в том числе кабель, проволока медная и изделия для коммутации электроцепей, тогда как в страны ЕАЭС – бытовая техника и силовое оборудование.
Так, в 2019 году более одной трети общего объема производимой электротехнической продукции было экспортировано в страны ЕАЭС, в том числе 57,2% всей экспортируемой бытовой техники и 47,3% трансформаторной продукции.
Следует отметить, что для некоторых видов бытовой техники основными потребителями являются рынки стран ЕАЭС, в частности Казахстана, России и Кыргызстана. Так, в 2019 году на рынки стран ЕАЭС было поставлено 96% всех экспортированных кухонных газовых плит, 71% электропечей, 61% телевизоров и мониторов, 58% пылесосов, 49% стиральных машин, 47% холодильников и т.д.
Показатели экспорта в страны ЕАЭС отдельных видов электротехнической продукции в 2019 году (млн. долл.)
Наименование продукции |
РК* |
РФ |
КР |
РБ |
РА |
Всего в ЕАЭС |
Доля в общем экспорте (%) |
Электрокабели |
8,5 |
15,6 |
2,7 |
1,1 |
0,1 |
28,0 |
38,6 |
Печи электрические, микроволновые |
8,4 |
0,9 |
4,1 |
– |
0,08 |
13,4 |
71,0 |
Телевизоры, мониторы |
5,5 |
2,9 |
1,0 |
– |
0,2 |
9,7 |
61,0 |
Трансформаторы |
2,0 |
5,3 |
1,7 |
– |
– |
9,1 |
28,3 |
Кухонные плиты газовые |
4,1 |
0,3 |
0,6 |
– |
– |
5,0 |
96,1 |
Стиральные машины |
2,1 |
0,02 |
1,0 |
– |
0,02 |
3,2 |
48,9 |
Холодильники |
1,1 |
0,08 |
1,3 |
– |
0,02 |
2,4 |
47,1 |
Пылесосы |
0,8 |
0,02 |
0,5 |
– |
0,04 |
1,4 |
58,3 |
Кондиционеры |
0,6 |
0,2 |
0,3 |
– |
0,2 |
1,3 |
20,3 |
*Примечание: РК – Казахстан, РФ – Россия, КР – Кыргызстан, РБ – Беларусь, РА – Армения
Источник: на основе данных Госкомстата по экспорту продукции за 2019 г.
Руководством страны перед электротехнической отраслью поставлена задача по значительному увеличению объемов и номенклатуры выпускаемой продукции, степени локализации производства и наращивания экспорта. Так, выступая на совместном заседании обеих палат Парламента в январе 2020 года, Президент поставил задачу увеличить к 2022 году объем экспорта электротехнической продукции до 500 млн. долл., для чего следует нарастить производство бытовой техники, промышленных электрических приборов, кабельной продукции и их производство в 1,5 раза уже в текущем году.
Для расширения возможностей по экспорту электротехнической продукции необходимо снижать издержки, повышать уровень локализации производства, а также качество выпускаемой продукции путем дальнейшего внедрения в отрасли международных стандартов и сертификации.
О необходимости приведения национальных стандартов в соответствие с международными требованиями и внедрения их на предприятиях говорилось на совещании, проведенным Президентом 28 сентября текущего года. В частности, было отмечено, что введение маркировки «CE» (см. врезку «Маркировки для гармонизации технического регулирования») на 17 видах товаров бытовой техники, кабельной продукции, медицинских приборов позволило наладить их экспорт в восемь стран Европы.
Как известно, специальный знак «CE» (фр. Conformité Européenne –«европейское соответствие») был введен в 1985 году и наносится на товары, которые отвечают требованиям установленных в Евросоюзе стандартов на безопасность использования для здоровья потребителя и окружающей среды. Следует отметить, что знак «CE» не является показателем качества продукции. Требование на проведение сертификации на получение маркировки «СЕ», хотя и на добровольной основе, стало применяться также в странах Азии и Америки.
В ЕАЭС также введен знак подтверждения соответствия «EAC» (Eurasian Conformity), который наносится на товары, прошедшие «EAC»-сертификацию или «EAC»-декларирование. По значению знак соответствия «EAC» весьма схож со знаком соответствия «CЕ» и также означает, что продукция соответствует требованиям безопасности и техническим регламентам ЕАЭС и прошла все необходимые испытания.
Таким образом, маркировки «EAC» и «CE» преследуют одну и ту же цель – гармонизировать техническое регулирование для объединения и интеграции национальных рынков. При этом необходимо отметить, что некоторые технические регламенты ЕАЭС гармонизированы с соответствующими правовыми актами Евросоюза.
В настоящее время в электротехнической отрасли реализуется ряд инвестиционных проектов и только по итогам 8 месяцев 2020 года объем освоенных инвестиций составил 79,7 млн. долларов.
В частности, в конце августа текущего года вступил в строй завод по выпуску бытовых холодильников, созданный на территории Технопарка в Яшнабадском районе г. Ташкента. Завод стоимостью 51,5 млн. долл. оснащен по технологии южнокорейской компании Samsung Electronics. Благодаря полной автоматизации процессов, предприятие способно выпускать продукцию каждые 19 секунд. При этом 30% производимых холодильников планируется экспортировать.
Ранее в этом Технопарке было запущено производство электронных счетчиков потребления газа, а всего в 2020-2021 годах на его территории планируется реализовать 15 инвестиционных проектов. При этом объем производства предприятиями Технопарка составит около 800 млн. долл. в год.
Таким образом, в Узбекистане вводятся новые мощности по производству электротехнической продукции, которая, наряду с покрытием внутреннего спроса, будет нуждаться в расширении внешних рынков.
В своем Послании парламенту страны на 2020 год Президентом было отмечено, что для повышения доходов населения, создания дополнительных рабочих мест, наращивания производства необходимо освоение новых рынков, Узбекистану нужно встраиваться в мировую систему производства, мировой рынок и процессы экономической интеграции.
В настоящее время Узбекистан ведет активные переговоры по вступлению в ВТО, заключению с Евросоюзом нового «Соглашения о партнерстве и расширенном сотрудничестве», а также намерен стать наблюдателем при ЕАЭС. При этом следует отметить, что одно не препятствует другому, так как почти все страны ЕАЭС одновременно являются членами ВТО и сотрудничают с Евросоюзом в рамках аналогичных соглашений. В связи с этим расширению возможностей для экспорта отечественной готовой продукции на внешние рынки будет способствовать как участие Узбекистана в ВТО, так и более тесное взаимодействие с ЕАЭС.
Необходимость усиления международного сотрудничества, в том числе торгово-экономического, особенно проявилась в период пандемии коронавируса COVID-19. Введенные во многих странах мира карантинные меры в связи с пандемией привели к значительному спаду темпов роста их экономик, в том числе и в Узбекистане, где темпы роста ВВП по итогам полугодия составили только 0,2%, а внешнеторговый оборот по итогам восьми месяцев снизился на 12,7%.
В связи с этим расширение международного экономического сотрудничества, дальнейшая интеграция Узбекистана в мировую экономику путем участия в международных экономических объединениях, в том числе в ВТО и ЕАЭС, будет способствовать устранению барьеров во внешней торговле, усилению кооперационных связей, привлечению инвестиций и ускорению процессов посткризисного восстановления экономики нашей страны.