Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО в 1994 году, однако процесс вступления на долгие годы был «заморожен» до начала нового этапа реформ. Президентом Шавкатом Мирзиёевым вступление Узбекистана в ВТО было обозначено как одно из ключевых направлений развития в торгово-экономической сфере. Об особенностях требований ВТО применительно к сфере услуг Узбекистана.
Сектор услуг Узбекистана имеет весьма высокий и до сих пор в полной мере реализованный потенциал. Потенциал развития сектора услуг особенно высок в регионах, где в связи с неразвитостью инфраструктуры экономическое развитие не использует всех существующих возможностей.
Интенсификация развития сектора услуг может быть достигнута за счет открытия доступа рынка услуг иностранным операторам. В целом же, вступление Узбекистана в ВТО обеспечит дополнительный прирост ВВП за счет развития сферы услуг в результате прихода на узбекский внутренний рынок зарубежных компаний и снижения импортных пошлин, благодаря которому Узбекистан сможет закупать иностранные товары, оборудование, комплектующие и материалы по более низким ценам.
Распространение полномочий ГАТТ/ВТО на сферу услуг произошло в ходе Уругвайского раунда переговоров и явилось реакцией на расширение международной торговли услугами. Основным документом, регулирующим торговлю услугами в рамках ВТО, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое вступило в силу с 1 января 1995 года.
Члены ГАТС ведут переговоры и принимают решения в 149 отраслях сферы услуг. Число обязательств, принимаемых на себя отдельными членами ГАТС, весьма различно: в среднем страны с развитой экономикой имеют обязательства по 82% из 149 отраслей, страны с переходной экономикой — по 66%, а развивающиеся — по 19%.
Обязательства, которые возникают в связи с присоединением к ГАТС, подразделяются на вертикальные (общие) и горизонтальные (специфические). Первая группа обязательств включает: предоставление режима наибольшего благоприятствования в сфере услуг; прозрачность законодательства и административного режима; отсутствие платежных ограничений; признание профессиональных стандартов и соответствие с достигнутыми на переговорах договоренностями; отсутствие злоупотреблений своим положением на рынке со стороны монополий; требование об объективном и непредвзятом характере мер регулирования, применяемых в области торговли услугами.
Вторая группа обязательств включает так называемые специфические обязательства, которые относятся к конкретным отраслям услуг. Конкретные отрасли услуг занимают важное место в процессе либерализации в рамках ВТО и по ним существуют отдельные соглашения. В банковском и страховом секторах — это Соглашение о финансовых услугах, в телекоммуникационной отрасли — Соглашение по телекоммуникациям. Финансовые услуги (банковское дело, страхование) и телекоммуникационный сектор стали теми сферами компетенции ВТО, где был достигнут наибольший прогресс либерализации в рамках ГАТС. Важность секторов услуг определяется также их ключевой ролью в эволюции рыночной инфраструктуры.
На основании статьи II ГАТС каждый член ВТО обязан предоставить услугам и поставщикам услуг любого члена ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ), то есть режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг и поставщиков услуг любой другой страны. Из этого общего правила могут быть исключения. Например, исключением являются случаи, которые член ВТО зафиксировал в своем Списке изъятий из РНБ с целью сохранения преференциальных отношений в сфере торговли услугами с одной страной или группой стран, с которыми заключены соответствующие отдельные соглашения. Такой Список изъятий из РНБ также подлежит согласованию с другими членами ВТО.
В качестве одного из путей учета специфики развития конкретной отрасли предоставляются переходные периоды для ряда отраслей, прежде всего, в сфере услуг. Для полноценного использования предоставляемых переходных периодов необходима параллельная с согласованием продолжительности переходных периодов разработка условий их использования для отраслевой реструктуризации.
Поскольку выработать исчерпывающее определение услуги затруднительно, но вместе с тем предмет обязательств членов ВТО в сфере торговли услугами должен быть четко определен, а сами обязательства должны иметь конкретное содержание и объем, то для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги были классифицированы в рамках 12 секторов (рис. 1). Каждый сектор в свою очередь делится на подсекторы. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.
Разница в физических характеристиках между товарами и услугами обуславливает и разницу в соответствующих способах торговли ими. ГАТС (статья I, пункт 2) определяет торговлю услугами как поставку услуг (производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги, согласно статье XXVIII, b) четырьмя основными способами. Поэтому обязательства и ограничения доступа на конкретный рынок услуг рассматриваются с точки зрения четырех способов поставки услуг: трансграничный способ поставки, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие поставщика услуг за рубежом и перемещение физических лиц из одной страны в другую. Открытие доступа на рынок и национальный режим должны исходить из этих способов поставки (рис. 2).
Основные ограничения для доступа на рынок иностранных поставщиков услуг содержатся в статье XVI ГАТС:
- ограничения на количество поставщиков услуг;
- ограничения на число сделок по предоставлению услуги или на общий размер капитала;
- ограничения на число или объем предоставления услуг;
- ограничения на число нанимаемых физических лиц;
- ограничения по правовой форме предприятия на участие иностранного капитала .
Основные ограничения для доступа на рынок иностранных поставщиков услуг
Исходя из этого, под мерами, которые рассматриваются в качестве ограничения доступа на рынок или ограничений национального режима, можно рассматривать соответствующие положения законов и подзаконных актов национального законодательства. При этом в соответствии со статьей VI ГАТС, ГАТС не препятствует странам применять меры внутреннего регулирования (квалификационные требования и процедуры, технические стандарты и лицензионные требования), которые являются основным способом регулирования торговли услугами, однако они должны применяться «разумным способом, объективно и непредвзято и учитывать правила ГАТС».
В соответствии с требованиями ГАТС каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, составляет Перечень специфических обязательств по услугам (т.е. обязательства страны, гарантирующие определенный уровень доступа иностранных поставщиков на отечественный рынок услуг). На базе Перечня ведутся переговоры по услугам. ВТО не ожидает полной и немедленной либерализации всех секторов услуг. Несоответствующие меры должны быть внесены в График по услугам с четким и точным описанием имеющихся ограничений или дискриминации иностранных поставщиков услуг, что послужит основой для обязательств после переговоров. Данные ограничения или дискриминация иностранных поставщиков услуг будет подлежать дальнейшей либерализации в ходе будущих переговоров среди членов ВТО. К примеру, требования лицензирования или квалификации, требования регистрации и одобрения будут являться ограничениями национального режима.
Анализ нормативно-правовой базы Республики Узбекистан, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов республики в области предоставления услуг, включая услуги по классификатору ВТО, показывает, что по всем секторам услуг в Республике Узбекистан отсутствуют ограничения:
- в отношении количества поставщиков услуг;
- на общий стоимостной объем операций по услугам или на общий объем производства услуг;
- на общее число физических лиц, которые могут быть наняты в определенном секторе услуг.
Однако почти все виды импортируемых услуг подлежат лицензированию, условия которого могут иметь эффект ограничения торговли. Например, в Узбекистане допускается создание с участием иностранного капитала банков (участие иностранных инвесторов составляет не менее 30% от общей суммы уставного капитала), а также дочерних банков, уставный капитал которых полностью оплачивается банками-нерезидентами, обладающими прочным финансовым положением и безупречной деловой репутацией. В соответствии с Положением о порядке регистрации и лицензирования банков минимальный размер уставного капитала дочернего банка, учреждаемого банком-нерезидентом, и банка с участием иностранного капитала установлен в фиксированном размере, эквивалентом 5 млн. долларов США.
В то же время внутренние нормы законодательства, относящиеся к режиму иностранных инвестиций и найму иностранной рабочей силы в сфере оказания услуг, напрямую относятся к обязательствам по ГАТС. Лицензируются международные пассажирские и грузовые перевозки, туристическая и некоторые другие виды предпринимательской деятельности.
Наличие эффективного законодательства в сфере услуг, в частности внедрение в законодательство идеи международной поставки услуг, учет специфики трансграничной поставки услуг в основополагающих законодательных актах Узбекистана (Закон «О внешнеэкономической деятельности», Таможенный кодекс), играет существенную роль в свете вступления любой страны в ВТО, поскольку, в отличие от торговли товарами, именно нормативно-правовые акты решающим образом определяют условия доступа иностранных провайдеров на внутренний рынок.
Финансовые услуги. Для стран, присоединившихся к соглашению по финансовым услугам в рамках ГАТС, приняты обязательства, которые зачастую существенно отличаются от страны к стране. В области либерализации банковского сектора следует отметить, что ограничения на деятельность иностранных банков сами по себе не являются нарушением норм ВТО. В Узбекистане также существуют такого рода ограничения, однако при этом необходимо четко определить изъятия из режима наибольшего благоприятствования в данной области, что чрезвычайно важно с точки зрения последствий присоединения к ВТО для отечественного банковского сектора.
В числе основных положений специального соглашения по финансовым услугам в рамках ГАТС фигурируют обязательства по увеличению числа лицензий на учреждение финансовых институтов; фиксирование гарантированного уровня иностранного участия в дочерних компаниях, филиалах и представительствах банков и страховых компаний; участие иностранных банков в национальных расчетных системах; предоставление права иностранным поставщикам услуг предлагать на территории других стран любые новые финансовые услуги; предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима при приобретении услуг государственными учреждениями; предоставление национального режима иностранным поставщикам финансовых услуг для фондовых рынков; предоставление доступа к системам безналичных расчетов, созданным госструктурами, и к государственным системам финансирования и рефинансирования.
Одними из ориентиров с точки зрения тенденций ВТО являются китайский опыт и перечень обязательств данной страны при вступлении в ВТО. В финансовой сфере иностранным банкам Китаем предоставляется национальный режим, вместе с тем функционирование иностранных банков в Китае должно отвечать ряду условий. Банки, которые будут проводить операции с китайской национальной валютой, должны иметь трехлетний опыт работы в Китае, а также быть прибыльными в течение 2 лет подряд до вступления Китая в ВТО. Иностранные банки, имеющие дочерние предприятия в Китае, должны иметь совокупные активы не менее чем в 10 млрд. долл. США, в то время как показатели для иностранных банков, имеющих отделения и совместные предприятия в Китае, составляют, соответственно, 20 млрд. и 10 млрд. долларов.
Транспортные услуги. Правовые отношения, возникающие в сфере речного, железнодорожного и трубопроводного транспорта, регламентируются специальными соглашениями и конвенциями. Базовым требованием ВТО является выполнение основных требований конвенций и соглашений по исполнению обязательств стран по предоставлению национального режима иностранным участникам соглашения.
Со вступлением в ВТО будет необходимо обеспечить гармонизацию транзитных сборов на транспортные средства стран-членов ВТО для соблюдения принципа режима наибольшего благоприятствования. Квотирование разрешений перевозок также является существенным тормозом на пути международной торговли.
Образовательные услуги. В сфере образования Республики Узбекистан целесообразно дать зарубежным организациям в сфере начального, среднего и высшего образования право деятельности на узбекской территории на условиях узбекского «национального режима» (включая трансграничное «дистанционное» образование) всего с двумя существенными ограничениями:
Без принятия дополнительных мер по защите интересов отечественного образования прогнозируемые негативные последствия для вузов могут оказаться значительно весомее позитивных.
При вступлении в ВТО наиболее целесообразной для Узбекистана, с нашей точки зрения, является официально зафиксированная позиция непринятия ею каких-либо обязательств в области высшего образования. В соответствии с ГАТС от государств-членов ВТО не требуется признания документов о профессиональной квалификации, полученных в других государствах-членах и вообще каких-либо стандартов в этом направлении. В ст. VII ГАТС сказано, что государства-члены ВТО могут «признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии и сертификаты, выданные в определенной стране».
Услуги здравоохранения. В рамках ГАТС продвигается либерализация государственной системы здравоохранения и оказания услуг государственными учреждениями. В этих условиях важно, чтобы принцип социальной солидарности в обеспечении доступа населения к медицинским услугам, иностранная конкуренция в этой сфере не ухудшали доступ населения к медицинским услугам, не снижали возможности страны проводить национальную политику в области здравоохранения в интересах населения. Также следует иметь в виду, что на развитие торговли медицинскими услугами окажут влияние и другие статьи ВТО. Например, медицинское страхование попадает в сектор финансовых услуг. Со вступлением Узбекистана в ВТО рынок медицинских услуг и рынок медикаментов в стране будет представлять интерес для ряда стран-участниц ВТО.
В сфере услуг приоритетным должно стать регулирование иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры и региональное развитие. Именно данные области приложения иностранных инвестиций должны положительно сказаться на эволюции других отраслей экономики.
В случае реализации стратегии, направленной на приоритетное развитие отечественной промышленности, возможно, имеет смысл сначала провести ограниченную либерализацию сферы услуг, что способствовало бы на ранних этапах внешнеэкономической либерализации развитию отечественного производства. В рамках данного сценария на первом этапе может осуществляться ограниченная либерализация, например, страховых услуг, банковского и телекоммуникационного секторов, при сохранении переходного периода для полномасштабной либерализации в данных секторах экономики. Проблемой в сфере услуг при вступлении может стать отсутствие целостной и систематизированной системы правового регулирования рынка услуг.
Внешний вектор/ Вступление в ВТО
Найля Ибрагимова, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований
Экономическое обозрение №12 (250) 2020