О факторах, сдерживающих развитие текстильной промышленности Узбекистана
Узбекистан является 6-м крупнейшим производителем хлопка и 3-м по величине экспортером хлопка. Однако, в связи с тем, что в правительственной политике особое внимание уделяется росту экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в последние годы экспорт хлопка-сырца сокращается. В основе подобной политики лежит стремление реализовать потенциал узбекской текстильной промышленности, обладающей конкурентными преимуществами в стоимости рабочей силы, энергии, воды и доступности сырья (cм. «ЭО», № 3 за 2018 г., стат. «Стратегический текстиль 3»).
Доля текстильной, швейной и трикотажной промышленности составляет всего 4,6% ВВП страны, в то же время выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью остается низким. Наибольший прирост добавленной стоимости в цепочке производства текстильной отрасли из хлопка имеется в сфере пошива готовых трикотажных и швейных изделий. Однако доля швейной и трикотажной промышленности составляет менее 20%, а доля швейной промышленности составляет около 10% продукции отрасли.
Производство хлопка в республике постепенно сокращается, что связано с качественными структурными преобразованиями в сельском хозяйстве. При этом с 1991 по 2018 годы объем внутренней переработки хлопкового волокна увеличился с 7 до 58%, а объем производства в текстильной промышленности в период с 2013 по 2018 годы вырос в 2,6 раза. Тем не менее, несмотря на очевидный прогресс, вклад отрасли в экономический рост значительно ниже имеющегося потенциала. Мощности современного оборудования используются далеко не в полной мере из-за того, что объемы поставляемого хлопка-волокна на текстильные предприятия недостаточны.
Динамика сектора
В ассоциацию «Узтекстильпром» входит более 1400 производителей на рынке текстиля в Узбекистане, на которые приходится переработка 706 тыс. тонн хлопкового волокна и выпуск 510 млн. кв. метров тканей различного ассортимента. Выпуском трикотажного полотна занимаются 89 предприятий, готовых трикотажных изделий – 495, швейных изделий – 354, чулочно-носочных изделий – 54, текстильной галантереи – 20 предприятий. При этом 156 текстильных компаний созданы с участием иностранных инвесторов из таких стран, как Южная Корея, Индия, Сингапур, Германия, Швейцария, Италия, Япония, США и другие. Система менеджмента качества ISO-9001 внедрена на более чем 600 предприятиях ассоциации.
В 2013-2018 годах рост экспорта текстильной промышленности (без учета хлопкового волокна) составил 186%. Номенклатура экспорта текстильной продукции включает: хлопчатобумажную пряжу – 67,2%, хлопчатобумажные ткани – 7,3%, хлопчатобумажные трикотажные полотна – 6,2%, готовые швейные трикотажные изделия – 17,4%, прочую текстильную продукцию – 6,4%. Основными странами экспорта текстильной продукции являются Россия (36,8%), Турция (18,8%), Китай (16,2%), страны Евросоюза (15,3%), Южная Корея (5%).
Экспорт текстиля из Узбекистана в 2018 году достиг 1,6 миллиарда долларов США, что на 41,4 процента больше, чем в предыдущем году. В общем объеме производства текстиля доля его экспорта в 2018 году составила 11,2%. В результате, несмотря на то, что доля Узбекистана в мировом производстве хлопкового волокна составляет 3,6%, его доля в мировом производстве тканей и текстильного холста, готовых трикотажных изделий и одежды очень низкая. Для сравнения: если в 2016 г. объем экспорта текстильной продукции республики составлял 1 млрд. 146,5 млн. долл. США, то Китай экспортировал текстиля на 104,6 млрд. долл. США, Турция — на 10,9 млрд. долл., Индия — на 16,2 млрд. долл., Бангладеш — на 1,76 млрд. долл., Пакистан — на 7,68 млрд. долларов.
Однако Узбекистан накапливает опыт продвижения текстильной продукции и с высокой добавленной стоимостью на емкие рынки Турции, Евросоюза и США. Например, компании «Истиклол текстиль дизайн», ООО «Импекс Текстиль Групп», ООО «Тукимачи Саноат Текстиль», ООО «Асрор Текстиль Саноат», ООО «Седат Трико Ташкент» и другие вышли на эти рынки со своими брендами «UZtex», «Само», «Барчиной Текстиль», «Аль-Хаким», «Бука», «Турон», «Фазо-Р», «Бахмал», «Файз-М» и другими.
Сдерживающие факторы отрасли
Организация производства. Звенья цепочек добавленной стоимости в Узбекистане в недостаточной степени нацелены на конечный результат – производство высококачественной готовой текстильной продукции. Это связано с тем, что именно на предприятиях по производству готовой трикотажной и швейной продукции не производится больше добавленной стоимости и соответственно не создаются большие возможности высокорентабельной работы для всех предприятий остальных звеньев цепочки. Применяемые технологии, сырье и материалы в каждом звене цепочки не позволяют обеспечить высокое качество конечной готовой продукции, соответствующей спросу внутреннего и внешнего рынков. В некоторых звеньях цепочки возникают «разрывы» по причине убыточности и финансовой неустойчивости предприятий.
Наиболее существенный разрыв в цепочке наращивания добавленной стоимости имеет место в производстве тканей. Так, с 2013 г. по 2018 г. объем производства хлопчатобумажных тканей сократился в 3 раза; при этом производство трикотажного полотна, включающего меньший прирост добавленной стоимости, сократилось за указанный период в 1,97 раза. Это обусловлено тем, что большая часть инвестиций направлялась в производство трикотажного полотна в связи с меньшим риском и более низкими объемами требуемых капиталовложений. Производство тонких тканей, таких как шифон, штапель, мадаполан, сорочечные и т.д., практически не освоено. Пошив же готовой одежды пытаются осуществлять крупные предприятия. Зарубежная практика показывает, что на рынке готовой одежды важными игроками являются именно малые частные предприятия, которые, осуществляя пошив малыми партиями и под индивидуальный заказ, могут более полно удовлетворить потребности и вкусы населения, чем крупные швейные предприятия.
В Узбекистане только недавно начался процесс формирования наиболее эффективных форм организации текстильного производства. В 2018 году начато создание хлопко-текстильных кластеров в 13 регионах страны, и этот процесс еще не завершен. В то время как в других странах, производящих текстильную продукцию, эти формы давно освоены. К примеру, в Китае крупные фирмы (с числом занятых более 5 тыс.), не имеют четко выраженной предметной специализации и контролируют всю технологическую цепь производства — от процесса возделывания хлопка до отправки готовой продукции потребителям, что является одной из главных причин успеха и преимуществом текстильной индустрии Китая. Подобные текстильные кластеры сегодня создаются и в других развивающихся государствах, в том числе в соседнем Казахстане.
Факторы высокой себестоимости. Многие развивающиеся страны, избравшие траекторию ускоренного развития текстильной отрасли, создают для своих предприятий льготные цены на сырьевые ресурсы и первоочередной доступ к сырью. Вместе с тем, в Узбекистане при разработке балансов производства и использовании хлопкового волокна преимущество отдается не глубокой переработке, а его экспорту, что ограничивает доступ для узбекских текстильщиков к высококачественному хлопковому сырью и повышает для них цены.
В Узбекистане по ряду позиций существуют более высокие издержки производства текстильной продукции, снижающие ее конкурентоспособность на внешних рынках. Из-за более низкого кредитного рейтинга Узбекистан имеет более высокие затраты на процентные ставки по зарубежным кредитам, чем в других странах, производящих текстильную продукцию, – в Китае, Индии и Пакистане, в которых также процесс получения кредитов более доступен. Высокий уровень таможенных пошлин на ткани и аксессуары, не производимые в Узбекистане, т.е. импорт современных тканей по высоким таможенным пошлинам, снижает конкурентоспособность отечественной швейной продукции.
В рамках данного исследования были проведены сравнительные расчеты рентабельности предприятий Узбекистана, России и Казахстана, которые показали, что налоговое бремя на отечественные текстильные предприятия значительно выше, чем в соседних странах, и составляет 50-60% от добавочной стоимости. Даже при самом выгодном варианте, когда предприятие всю свою продукцию поставляет на экспорт и при этом осуществляется возврат НДС, уровень прибыльности продукции узбекского предприятия значительно ниже, чем не только в Китае, Бангладеш и других развивающихся странах, но и в близлежащих Казахстане и России. Особенно негативное воздействие на рентабельность предприятия оказывают обязательные отчисления в различные фонды, а также социальные налоги от фонда заработной платы, которые в Узбекистане выше, чем в других государствах.
Рентабельность предприятий-экспортеров швейных и трикотажных изделий очень низкая, во многих случаях она не покрывает расходы. Основной причиной сложившейся ситуации является экспорт швейных и трикотажных изделий массового спроса со средней ценой от 0,51 до 2 долларов США. Согласно исследованиям, критическая точка прибыльности для этих предприятий для экспорта швейных и трикотажных изделий в страны СНГ составляет 15%, а в Европу и США еще выше. Как следствие, примерно 15-20% предприятий текстильной промышленности ежегодно сталкиваются с проблемами экономической несостоятельности и убыточности, особенно в прядильно-ткацком производстве.
Кроме того, наличие торговых преференций у конкурирующих стран отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественной текстильной промышленности. Узбекским производителям приходится конкурировать со странами, которые, благодаря торговым соглашениям и договорам, имеют беспошлинный ввоз или ввоз по заниженным ставкам своей продукции на основные крупные рынки Америки и Европы. Для Узбекистана же импортные таможенные пошлины составляют 14-18% от контрактной суммы.
Проблемы с конечной продукцией. Наиболее прибыльные сегменты текстильных рынков – выпуск качественных тканей и готовой одежды. Повышение конкурентоспособности этих производств сдерживается низким качеством тканей, недостаточными мощностями красильно-отделочного производства; наличием серьезных торговых преференций конкурирующих стран на внутреннем и внешнем текстильных рынках. Многие составляющие для создания готового изделия – производство аксессуаров, декоративных украшений, включая индивидуальный дизайн по спросу потребителей, отсутствуют, как и отсутствует система создания современных модных моделей.
В настоящее время недостаточными являются масштабы привлечения крупных иностранных инвестиций и стимулирование инвестиционных проектов по выпуску качественных шерстяных, полушерстяных, курточных и других тканей для швейной промышленности, а также собственных химикатов, красителей и фурнитуры, закупаются красители китайского производства, которые отличаются крайне низким качеством.
Большие возможности расширения ассортимента текстильной продукции могут открыться за счет модернизации и расширения отделочного производства, применения новых способов крашения. Кроме широко применяемого в республике обычного печатания, необходимо внедрять термолерезированное печатание и другие, более современные технологии художественно-колористического оформления тканей и полотен. Кроме того, при использовании различных новых препаратов, красителей и технологий можно улучшить специальные свойства тканей, трикотажного полотна и изделий, такие как малоусадочность, малосминаемость, устойчивость красок и улучшение природных свойств.
Однако применение более передовых технологий сталкивается с нехваткой инженеров-технологов для текстильной и швейно-трикотажной промышленности, хорошо разбирающихся в механизмах и машинах, электронике, обладающих знаниями в области управления технологическими процессами производства, производственного менеджмента. Медленные темпы подготовки отечественных менеджеров-технологов, способных управлять современным производством, могут привести к массовому привлечению дорогостоящего менеджмента из-за рубежа и потере конкурентоспособности по стоимости рабочей силы в текстильной промышленности.
Транспортные издержки. Конкурентные преимущества узбекской продукции на внешних рынках снижаются также ввиду высоких транспортных издержек. Большинство текстильных предприятий Узбекистана (такие как «Чинозтукимачи», СП «Алишер Навои», а также ООО «Тошкент Тойтепа Текстиль») осуществляют экспорт своей продукции на условиях поставки FCA-Узбекистан, то есть в стоимость включены погрузка на транспорт и прохождение таможенных процедур. Среднее время поставки из Узбекистана в ЕС составляет 30-45 дней, что не позволяет удовлетворять сезонные, небольшие объемы спроса и создает трудности при закупе хлопкового волокна с условиями практически 100%-ной предоплаты. К примеру, время транзита груза из Сирии составляет всего 8 дней. А стоимость транспортировки одного килограмма груза из Сирии в среднем в четыре раза дешевле, чем из Узбекистана.
Дорогостоящая логистика
По данным логистической компании ООО «Сибирские транспортные технологии» (STT), средние тарифы на провоз грузов 40-футовым контейнером по железной дороге составляют: Узбекистан–г. Франкфурт на Майне – 4500 USD; Узбекистан–г. Мадрид – 5000 USD; Узбекистан–г. Стамбул (Мерсин или Измир) – 3000 USD; Узбекистан–Валенсия (через Новороссийск) – 3330 USD; Узбекистан–Барселона (через Мерсин) – 3150 USD; Узбекистан–г. Москва – 3000 USD; Узбекистан–г. С-Петербург – 3300 USD.
Меры, ориентированные на конкурентоспособность
На решение в развитии отрасли вышеуказанных проблем нацелены принимаемые в последние годы меры правительственной политики, наиболее важные из которых приведены ниже. Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускорению развития текстильной и швейной и трикотажной промышленности» от 14.12.2017 г. было ликвидировано АО «Узбекенгилсаноат» и создана ассоциация «Узтекстильпром». Тем же указом было определено повышение роли текстильной промышленности в экономике на основе:
12 февраля 2019 года вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению реформ и расширению экспортного потенциала текстильной, швейной и трикотажной промышленности». Указом определен установлен порядок субсидирования кредитов на развитие текстильной промышленности.
Указом также установлено, что, начиная с сезона сбора урожая 2019 года, при продаже хлопкового волокна организациям республики налог на добавленную стоимость рассчитывается исходя из фактической цены его продажи, независимо от сложившихся мировых цен на хлопковое волокно, а также предусмотрена разработка автоматизированной программы для рассмотрения заявок от субъектов предпринимательской деятельности на возврат суммы налога на добавленную стоимость, созданного оборотом, облагаемым по нулевой ставке.
Кроме того, указом предусмотрено создание единого информационного портала текстильных, швейных и трикотажных предприятий, а также поручена разработка «Концепции ускоренного развития текстильной, швейной и трикотажной промышленности на период 2019-2025 годов», которой предусматривается, что к 2025 году производство одежды, ткани, трикотажа и, соответственно, объем их экспорта почти удвоятся.
Ожидаемые структурные изменения в производстве текстильных изделий в Узбекистане до 2025 года (%)
Для достижений указанных целей предусмотрена реализация 170 проектов стоимостью более 3,8 млрд. долларов, из которых 119 проектов новых производств, а 51 проект направлен на модернизацию и расширение действующих. Их реализация должна обеспечить создание 94 тыс. новых рабочих мест и увеличение экспортного потенциала текстильной продукции до 7,1 млрд. долларов США.
Важную роль в продвижении отечественной текстильной продукции на внешние рынки играет расширение международного сотрудничества в этом направлении. «Узтекстильпром» развивает партнерские отношения с ITMF – Международной федерацией производителей текстиля, KOFOTI (Корея), KITECH (Корея), CITI (Индия), IFC, Gerzi (Швейцария), Rieter (Швейцария), Strategy Partners (Россия), Indorama Corp. (Сингапур), Jinsheng Group (Китай), Deloitte Touche Tohmatsu (США) и планирует создать региональные офисы и филиалы в Германии, Бельгии, Турции, России, Беларуси, Азербайджане, Корее, Японии и Китае. В то же время создаются и развиваются логистические системы, электронная коммерция, интернет-трейдинг, разрабатывается и продвигается на международные рынки единый национальный бренд «UZtextile».
По мнению экспертов, многое еще предстоит сделать для полноценной реализации имеющегося значительного потенциала текстильного сектора, который в ближайшее время сохранит ключевую роль в развитии промышленного производства в республике и в будущем Узбекистан может стать одним из крупнейших в мире производителей текстильной продукции.
В соответствии с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 02.02.2018 г. № Р-5194, утверждены перечни:
В соответствии с пунктом 13 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. № 53, утвержден перечень ввозимых для собственных нужд организаторами хлопково-текстильного производства и хлопководческо-текстильными кластерами сырья, материалов, техники, оборудования, запасных частей, освобождаемых от уплаты таможенных платежей сроком до 1 января 2020 года (кроме сборов за таможенное оформление).
Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению реформ и расширению экспортного потенциала текстильной, швейной и трикотажной промышленности» с 1 апреля 2019 года введен новый порядок, в соответствии с которым:
а) расходы, связанные с выплатой процентов по кредитам коммерческих банков, выделенным швейным и трикотажным предприятиям в 2019-2021 годах, при объеме экспорта которых не менее 80 процентов произведенной готовой продукции, покрываются Государственным фондом поддержки предпринимательства в следующем порядке:
б) возврат суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщику, образованной в результате применения нулевой ставки, осуществляется в ускоренном порядке в течение 7 рабочих дней со дня предоставления необходимых документов;
в) исключено исключительное требование предоставить банковскую гарантию на продажу хлопкового волокна посредством биржевой торговли.
По данным исследований экспертов Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР)
Экономическое обозрение №9 (237) 2019