По данным различных источников, транспортные затраты субъектов ВЭД нашей страны составляют от 15-30% (готовые железобетонные изделия, алебастр, гипс, цемент, черешня, виноград, свежие овощи и пр.) до 60-70% стоимости перевозимого груза (уголь, каолин, свежая капуста и другие грузы), против 5-7% в странах ЕС. По оценкам АБР, затраты узбекистанских импортеров, в расчете на 1 TEU контейнер, превышают аналогичные расходы китайских импортеров в 6 раз, иранских и турецких – в 4 раза, казахстанских, кыргызских и туркменских – в 3 раза. Транспортная составляющая в цене основной части экспортных товаров широкого потребления Узбекистана в 2,5-2,6 раза выше среднемировых показателей.
За последние годы рост ВВП Республики Узбекистан сопровождается более высокими темпами роста транспортных издержек и увеличением тарифов на грузоперевозки. Так, в период с 2005 по 2011 годы тарифы на грузоперевозки возросли в 3,3 раза на железнодорожном транспорте, и в 3,4 раза на автомобильном транспорте, в то время, как Индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) увеличился в 2,7 раза.
Ключевой проблемой является то, что транспортный сектор, не обеспечивает снижения транспортных издержек в стоимости товаров отечественных производителей, что критически важно для увеличения экспорта продукции МБЧП. Цель исследования – анализ современного состояния, существующих проблем транспортного сектора и разработка пакета мер и рекомендаций по совершенствованию транспортной политики в стране.
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.