CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Год председательства Узбекистана

В Послании Президента парламенту страны на 2020 год были подчеркнуты историческое значение для Узбекистана миссии председательства в СНГ и необходимость дальнейшего повышения эффективности участия Узбекистана в этой организации.

По инициативе главы нашего государства Узбекистан в 2020 году впервые выполнял функции страны-председателя в СНГ.

Итогом председательства Узбекистана в СНГ стало проведение 18 декабря под председательством Президента Узбекистана заседания Совета глав государств Содружества в формате видеоконференции, на котором была одобрена обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ и утвержден План основных мероприятий по ее реализации.

На правах председательствующего первым на заседании Совета глав государств СНГ выступил Президент Узбекистана и высказал предложения по расширению многопланового сотрудничества в рамках Содружества, в том числе в экономической сфере, которые кратко можно изложить в следующем виде:

- скорейшее восстановление экономик, торговых и кооперационных связей между странами СНГ;

- широкое внедрение практики «зеленых» и упрощенных коридоров, а также запуск единой площадки и принятие «Дорожной карты» по развитию электронной торговли в рамках Содружества;

- разработка «Комплексной программы промышленной кооперации стран СНГ», предусматривающей, в частности, создание совместных кластеров в агропромышленном секторе, в области машиностроения, электротехники, легкой и пищевой промышленности, фармацевтике и других приоритетных отраслях, которую Президент предложил презентовать в ходе Форума по данной тематике в Ташкенте;

- повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, гармонизация регламентов и стандартов, проведение согласованной тарифной политики и взаимное предоставление преференций;

- скорейшее возобновление авиасообщения на взаимной основе с соблюдением всех санитарных требований;

- обеспечение социальной и правовой защиты граждан стран СНГ, осуществляющих трудовую деятельность в государствах Содружества, создание единого механизма взаимного признания документов трудовых мигрантов и принятие отдельной Программы в этой сфере;

- всесторонняя поддержка наметившегося мирного процесса в Афганистане, что предоставит новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества стран СНГ с государствами Южной Азии.

Исполняя функции председателя

Следует отметить, что председательство страны в СНГ означает, что Узбекистан в 2020 году одновременно председательствовал в Советах глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ, а также в Экономическом совете СНГ и его Комиссии. С целью эффективного выполнения Узбекистаном функций председателя в СНГ узбекской стороной была разработана Концепция председательства в Содружестве, а также План мероприятий по реализации данной Концепции.

В Концепции в качестве приоритетных направлений были определены, в частности, развитие и полноценное функционирование зоны свободной торговли СНГ, создание благоприятных условий для дальнейшего экономического сотрудничества, развитие производственной кооперации, упрощение таможенных процедур, более широкое внедрение «зеленых» коридоров при взаимных поставках сельскохозяйственной продукции и др.

В План мероприятий по реализации Концепции были включены 6 мероприятий, среди которых проведение Экономического форума и Форума регионов стран СНГ, подготовка и принятие Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации, Приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества СНГ до 2030 года и другие.

Несмотря на пандемию коронавируса, которая не позволила в полной мере реализовать разработанный План, узбекской стороной был приложен максимум усилий для организации и проведения многих запланированных на 2020 год мероприятий. В рамках председательства Узбекистана в СНГ многие мероприятия были успешно проведены, как в очном порядке с соблюдением правил эпидемиологической безопасности, так и в формате видеоконференций.

Всего в рамках СНГ и на двустороннем уровне со странами Содружества в течение 2020 года были проведены более 200 различных мероприятий, среди которых заседания Экономического совета СНГ, одно из которых состоялось в Москве (13 марта) и два по видеосвязи (30 июня и 15 сентября); заседания Совета министров иностранных дел (12 мая, 10 декабря), Совета по сотрудничеству в области здравоохранения (30 июля, 28 октября); «Неделя деловых инициатив» (9-15 сентября); Экономический форум СНГ (13 марта и 9 сентября); заседание Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству (10 сентября) и другие совещания. При этом тема сотрудничества по борьбе с коронавирусной инфекцией и посткризисного восстановления экономик была одной из главных в ходе всех проводимых в рамках СНГ мероприятий.

В течение года под председательством Узбекистана были проведены два заседания Совета глав правительств СНГ в формате видеоконференции: 29 мая и 6 ноября. На первом была утверждена «Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года», на втором – План мероприятий по реализации первого этапа данной Стратегии, который охватывает период с 2021 по 2025 годы, а также Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества стран СНГ на период до 2030 года.

Узбекистан в качестве председателя в СНГ представлял Содружество на международной арене и внес в рамках 75-й сессии Генассамблеи ООН, проходившей 22-29 сентября в формате видеоконференции, специальную резолюцию «Сотрудничество между ООН и СНГ», которая была единогласно поддержана всеми государствами-членами ООН. Резолюция, подтверждая важность укрепления взаимодействия и координации между этими двумя организациями, предлагает специализированным учреждениям и другим организациям, программам и фондам системы ООН, а также международным финансовым институтам развивать партнерство с СНГ.

Экономическое сотрудничество в рамках СНГ

Пространство СНГ представляет собой емкий рынок с населением порядка 290 млн. человек (3,8% от мирового). В 2019 году суммарный ВВП стран СНГ составил 2,16 трлн. долл. (2,5% от мирового), а по паритету покупательной способности – 6,03 трлн. долл. (4,4% от общемирового), общий внешнеторговый товарооборот – около 1,1 трлн. долл. (около 3% от мирового).

В «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года» отмечено, в частности, что страны СНГ обладают огромными совокупными ресурсами для будущего экономического развития и занимают 16% мировой территории. На страны СНГ приходится почти 30% мировых запасов природного газа и угля, 20% нефти, 36% урана, 20% золота, 13% пахотных земель и пр.

Все страны СНГ (кроме Азербайджана и Туркменистана) являются участниками «Договора о зоне свободной торговле СНГ» от 2011 года, предусматривающего режим беспошлинной торговли.

Внешнеторговый оборот стран СНГ товарами (без учета торговли услуг) вырос с 2017 по 2019 гг. с 889,8 до 1043,4 млрд. долл., или на 17,3%, а объем взаимной торговли с 171,4 до 195,1 млрд. долл., или на 13,8%.

При этом доля внутренней торговли между странами СНГ от общей внешней торговли стран СНГ по товарообороту составляет в среднем 19%, по экспорту – 16%, по импорту – 22%.

В то же время следует отметить, что более 81% общего объема торговли стран СНГ, в том числе более 84% их экспорта, приходятся на третьи страны. Это во многом связано с тем, что в структуре экспорта стран СНГ по-прежнему преобладают сырьевые товары, которые поставляются ими, в основном, на рынки третьих стран (Европы, Китая и др.).

В разрезе стран СНГ наблюдается разная степень зависимости их внешней торговли от внутреннего рынка Содружества.

Так, по итогам 9 месяцев 2020 года наименьшую долю в торговле со странами СНГ имела Россия – 13,0%, (как по экспорту (14,3%), так и по импорту (10,9%)), хотя по номинальному объему товарооборота со странами СНГ она стоит на первом месте – 52,4 млрд. долл.

Низкую зависимость от рынков стран СНГ имеет также Азербайджан, по товарообороту – 16,3%, который поставляет на рынки стран СНГ только 9,4% своей экспортной продукции, при этом 25,6% импорта покрывает за счет поставок из стран Содружества. Низкую долю объема торговли со странами СНГ имеет также Украина – 14,1%.

Наибольшую зависимость от рынков стран СНГ имеют Таджикистан – 63,0%, Беларусь – 58,4%, а также Кыргызстан – 52,4%.

Узбекистан и Казахстан занимают промежуточную позицию – 31,0% и 27,2%, соответственно. При этом Казахстан меньше экспортирует – 17,6%, но больше импортирует – 39,64% из стран СНГ.

 

Внешняя торговля Узбекистана со странами СНГ

Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ за последние три года вырос почти на 60%, а доля стран СНГ в общем товарообороте составляет в среднем 30%.

Главными торговыми партнерами Узбекистана во внешней торговле со странами СНГ являются Россия, Казахстан и Кыргызстан, на которые в 2019 году пришлись 53%, 27% и 6,6% от всего торгового оборота со странами СНГ.

Следует отметить, что, наряду с товарооборотом, важным показателем во внешней торговле является также объем экспорта Узбекистана в страны СНГ, который вырос в 2017-2019 гг. с 3,7 до 5,3 млрд. долл., или на 43,2%, а доля стран СНГ в общем экспорте в среднем составила 30%.

По итогам 11 мес. 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт в страны СНГ снизился с 4,8 до 3,5 млрд. долл., или на 27,1%, а доля стран СНГ в общем экспорте составила 26%.

Главными торговыми партнерами по экспорту в страны СНГ также стали Россия, Казахстан и Кыргызстан, на которые пришлись 80% всего экспорта со странами СНГ.

Таким образом, около 30% от общего экспорта товаров Узбекистана приходятся на страны СНГ, а если не учитывать в общем объеме экспорта сырьевые товары, то доля, занимаемая государствами СНГ, во внешней торговле Узбекистана будет значительно выше.

В то же время следует отметить, что Узбекистан в последние годы имеет отрицательное сальдо во внешней торговле (продает меньше, чем покупает), в том числе со странами СНГ. Например, по итогам 11 мес. 2020 года экспорт Узбекистана в страны СНГ составил 3,5 млрд. долл., а импорт – 6,6 млрд. долл., в результате отрицательное сальдо составило 3,1 млрд. долл.

 

Важность для Узбекистана экспортных рынков стран СНГ

В структуре экспорта Узбекистана сырьевые товары (золото, энергоносители и нефтепродукты, а также цветные металлы и изделия из них), которые составляют более 50% экспорта, поставляются, в основном, на рынки третьих стран.

При этом основная продукция сельского хозяйства (плодоовощная) и обрабатывающей промышленности (текстильной, автомобильной, электротехнической и других отраслей), главным образом, поставляется в страны СНГ. По экспорту услуг также основная доля принадлежит странам СНГ – 41,9%, а по поездкам доля стран СНГ составляет 84,1%.

Таким образом, в страны СНГ поставляется, в основном, готовая продукция отраслей обрабатывающей промышленности Узбекистана. Так, по итогам 11 месяцев 2020 г. доля стран СНГ в общем экспорте по товарной номенклатуре «машины и оборудование, включая части и комплектующие» (в основном автомобили), составляла 80,2%; «плодоовощная продукция» – 72,8%, «текстильная» – 63,4%, «химическая» – 41,2% и «изделия из черных металлов» (относятся также бытовые газовые плиты) – 38,8%.

Учитывая перспективы развития в Узбекистане отраслей экономики, выпускающих готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе электротехнической, автомобильной, текстильной, кожевенно-обувной, фармацевтической и других, а также поставленные цели по значительному увеличению их экспорта, рынки стран СНГ могут стать основными потребителями данной продукции.

В связи с этим интересам Узбекистана отвечает дальнейшая либерализация внешнеторговых отношений со странами СНГ, так как с готовой продукцией указанных отраслей пробиться на рынки третьих стран будет сложнее из-за тарифных барьеров, больших транспортных расходов, а также из-за высокой на этих рынках конкуренции и требований к качеству продукции.

В структуре импорта Узбекистана основная доля энергоносителей и нефтепродуктов (95,4%), черных (68,9%) и цветных (63,0%) металлов и изделий из них, а также продовольственных товаров (78,8%) импортируется из стран СНГ. Из третьих стран, главным образом, завозятся машины и оборудование, а также химическая продукция и изделия из нее.

Перспективы, определенные под председательством Узбекистана

В «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года» в качестве основной цели указано создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан стран СНГ, с учетом совпадения многих стратегических интересов и целей экономического развития, в числе которых, в частности, следующие:

- наращивание усилий по углублению промышленной кооперации, созданию новых совместных наукоемких и технологичных производств, в том числе с ориентацией на экспорт в третьи страны;

- повышение объемов взаимной торговли и уменьшение зависимости от импорта из третьих стран широкого круга товаров в стратегических отраслях экономики;

- развитие транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение передовых транспортных технологий, цифровизация транспортных комплексов, в том числе для расширения экспортных и транзитных возможностей, реализация совместных транспортных проектов.

Одним из важнейших критериев экономической интеграции в Стратегии называется рост взаимной торговли, для которого необходимо создание условий для обеспечения в рамках СНГ свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В Плане по реализации первого этапа Стратегии предусматриваются, в частности, следующие мероприятия:

- разработка и реализация совместных мер и конкретных проектов по поддержанию и расширению взаимовыгодных производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически связанными производствами;

- поддержка инвестиционной и научной кооперации;

- обеспечение цифровизации национальной экономики;

- активизация сотрудничества в сфере инноваций;

- содействие транзиту грузоперевозок через госграницы стран СНГ;

- развитие взаимной торговли товарами и услугами;

- обеспечение бесперебойной работы национальных платежных систем.

Принятие странами СНГ «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года» говорит о заинтересованности стран Содружества в сохранении и развитии данной организации на перспективу.

Таким образом, во время председательства Узбекистана в СНГ были приняты важные стратегические документы долгосрочного характера, определяющие цели и задачи по дальнейшему развитию сотрудничества между странами СНГ на период до 2030 года.

Реализация выдвинутых Президентом нашей страны на прошедшем саммите глав государств СНГ предложений, направленных на расширение многопланового сотрудничества, будет способствовать дальнейшему раскрытию потенциала СНГ по наращиванию объемов взаимной торговли, сотрудничества в транспортной и инвестиционной сферах, промышленной кооперации, электронной торговле, что, несомненно, будет отвечать долгосрочным интересам всех стран-членов Содружества.

Внешний вектор/Сотрудничество в СНГ

Юрий Кутбитдинов, ЦЭИР

Экономическое обозрение №1 (251) 2021

...