CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Дошкольное образование как фактор человеческого развития

Обеспечение доступности и повышения охвата детей дошкольным образованием путем  расширения сети дошкольных образовательных учреждений, коренного улучшения условий в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для всестороннего интеллектуального, эстетического и физического развития детей рассматриваются одними из ключевых задач развитие сферы образования и науки в Стратегии действий на 2017-2021 годы.

В настоящее время в Узбекистане при устойчивом экономическом росте, повышении доходов населения, сокращении малообеспеченности, росте уровня урбанизации охват детей дошкольным обучением остается низким (около 18%), и наблюдается тенденция его сокращения.

Несмотря на переход страны в сегмент со среднем уровнем дохода на душу населения, по охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане составляет 22,7%, в Казахстане – 81,6%, в некоторых арабских странах около 20%,в странах Южной и Западной Азии охват в среднем составляет 40%.В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня.

Низкий охват и низкое качество услуг дошкольного образования вызывает высокий риск неподготовленности детей к школе, а отсутствие должного внимания со стороны родителей усугубляет эту проблему. В дальнейшем это часто приводит к хронической неуспеваемости детей, получающих последующие виды образовательных услуг. В целом это создает разную платформу стартового уровня развития детей.

Учитывая актуальность данной проблемы, в докладе рассматриваются вопросы анализа существующей системы и выявляются «узкие места» дошкольного образования, указываются причины низкого охвата детей, с акцентом на сельское население, проблемы обеспечения ДОУ квалифицированными педогогико-воспитательными кадрами.

В заключение даны соответствующие выводы и практические рекомендации по улучшению текущей ситуации системы дошкольного образования. Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.

© Центр экономических исследований, 2017 

...