Перспективы реформ в контексте развития независимого Узбекистана
На международной экспертной площадке с презентацией выступил директор Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан д-р Обид Хакимов.
В своем выступлении Обид Хакимов рассказал о поворотных моментах реформ в Узбекистане, в частности об экономических направлениях.
— Независимый Узбекистан отмечает свое 30-летие через 1 дня. Накануне обретения независимости экономика страны была далека от успеха, а уровень жизни был одним из самых низких в бывшем СССР. Доля населения со среднедушевым доходом менее 75 рублей в месяц составила почти 45%, тогда как по стране в целом — немногим более 12%. С распадом СССР стали рваться экономические связи, падало производство, стремительно снижался и так невысокий уровень жизни и социальной защиты.
В этих тяжелейших условиях была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, в основе которой были заложены пять принципов: экономика имеет приоритет над политикой, главным реформатором выступает государство, верховенство закона, сильная социальная защита, реформы осуществляются поэтапно.
К середине десятых годов развитие узбекской экономики начало тормозиться в виду слишком жесткого административного регулирования и закрытости. В 2016 году новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев начал новый этап реформ во всех сферах жизни. В феврале 2017 года им была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах.
В числе ключевых направлений нового этапа - совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, осуществление взвешенной и конструктивной внешней политики. По всем этим направлениям в последние годы были предприняты важные шаги.
Денежно-кредитная политика
До 2017 года одной из основных критических замечаний в адрес узбекской экономики была неэффективная денежно-кредитная политика, основанная на нерыночных правилах. В 2017 году введение свободной конвертируемости иностранной валюты значительно улучшило бизнес-среду.
Участие государства в финансовых рынках искажает рынки и ведет к неэффективности. С 1 января 2020 года процентные ставки по кредитам, выдаваемым коммерческими банками в национальной валюте, стали устанавливаться на уровне не ниже ставки рефинансирования ЦБ, а с 1 января 2021 года коммерческим банкам предоставлено право самостоятельно определять процентные ставки.
О положительном влиянии реформ в этой сфере свидетельствуют и оценки Всемирного банка, согласно которым снижение инфляции позволило ЦБ снизить базовую ставку с 16% до 14%. Рост кредитования экономики замедлился с 52% в 2019 году до 34% в 2020 году. Несмотря на снижение коэффициента достаточности капитала и рост проблемных кредитов, финансовая система Узбекистана имеет достаточный капитал (выше минимальных требований Базеля III) для справиться с потенциальными кредитными потрясениями.
В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2021 год и на период 2022-2023 годов установлены целевые ориентиры по снижению инфляции до 10% в 2021 году и постоянный целевой показатель инфляции в размере 5% с 2023 года. Текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики сохранятся до конца 2021 года. Согласно прогнозам, дефицит консолидированного бюджета снизится до 2,5% ВВП в 2022 году. Структурные реформы будут продолжены, а регулируемые цены будут либерализованы в 2022-2023 годах.
Фискальная политика
Еще одной ключевой реформой, направленной на снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы, стало введение новой редакции Налогового кодекса. С 2018 года взят курс на поэтапную отмену налоговых льгот и преференций. С введением новой версии Налогового кодекса с первого дня 2020 года большинство налоговых льгот было отменено. Но COVID-19 вынудил правительство обратиться к налоговым льготам в рамках беспрецедентного правительственного пакета стимулов в борьбе с пандемией с целью поддержки населения и экономики.
За период 2017-2020 годов доходы государственного бюджета в целом увеличились в 2,7 раза. При этом поступления по прямым налогам увеличились в 3,9 раза, косвенным налогам - в 1,8 раза, налогам на ресурсы и налогу на имущество - в 3,1 раза. Рост доходов бюджета произошел в основном за счет увеличения количества налогоплательщиков.
Более того, в ближайшие годы продолжатся дальнейшие улучшения в налоговой политике. В частности, роль экологических налогов остается незначительной, что требует повышения экологической направленности налогообложения. Важными направлениями налоговой реформы также будут: снижение налогового давления на расходы предприятий, усиление парораспределительной функции налогов на собственность, стимулирование инвестиций и инноваций.
****
В заключение Обид Хакимов отметил, что наблюдавшийся в последние годы динамичный рост узбекской экономики, как и экономик других стран, был замедлен пандемией коронавируса, но в текущем году активно восстанавливается.
ВВП за три первых месяца 2021 г. увеличился на 3%. Всемирный банк прогнозирует, что рост экономики Узбекистана в 2021 г. и 2022 г. достигнет 4,8% и 5,5% соответственно, а ЕБРР - 5,6% в 2021 году и 6% в 2022 году. Проводимые экономические реформы уже дают ощутимый положительный эффект, который в условиях постпандемийного восстановительного роста мировой экономики будет только усиливаться.
Справочно: Организаторами мероприятия выступили Академия наук Узбекистана, министерства иностранных дел, высшего и среднего специального образования, а также культуры.
В нем приняли участие Александр Сергеев, Президент Академии наук РФ, Мурат Журинов, Президент Академии наук РК, Мурат Джуматаев Президент Академии наук КР, Фарход Рахими Президент Академии наук РТ, Владимир Квинт, академик Академии наук РФ, директор Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем Московского государственного университета, Садык Сафаев, первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса РУ, Акмал Саидов, первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса РУ, Бехзод Юлдашев, президент Академии наук РУ и другие.