CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Комплекс аграрных реформ

Тенденции и достижения последних лет

Значительная часть населения Узбекистана проживает в сельской местности и от эффективного развития отраслей А зависят занятость и рост доходов более половины населения страны. Поэтому развитию сельскохозяйственного производства уделяется особое внимание в проводимой экономической политике.

Одними из приоритетных направлений «Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», принятой в начале 2017 года, являются модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства. 23 октября 2019 г. Указом Президента была утверждена «Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы», которая охватила девять стратегических приоритетов, первым из которых стало обеспечение продовольственной безопасности населения.

Последние три года можно назвать периодом беспрецедентных комплексных реформ в аграрной отрасли, включающих внедрение в сферу сельского хозяйства рыночных механизмов, передовых технологий и осуществление перехода на кластерную систему производства. Развитие сельскохозяйственного производства стало иметь стратегический характер.

Сельскохозяйственный сектор в экономике

В 2019 году в структуре ВВП (ВДС) удельный вес сельского, лесного и рыбного хозяйства составил 28,1%. Доля занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 26%.

В 2017-2019 гг. сохранялась тенденция постепенного сокращения удельного веса сельского хозяйства в ВВП (с 34% в 2017 г. до 28,1% в 2019 г.), что связано с дальнейшим расширением потенциала развития отраслей промышленности и сферы услуг. При этом снижение доли сельского хозяйства в ВВП происходило на фоне положительных среднегодовых темпов прироста сельскохозяйственной продукции, которые составили 1,3% и были достигнуты благодаря структурным реформам и реализации мер по модернизации и интенсивному развитию сельского хозяйства. Так, в 2019 г. темпы роста производства сельскохозяйственной продукции составили 102,5% к соответствующему периоду 2018 года.

В целом, за 2017-2019 гг. валовая продукция сельского хозяйства выросла в 1,5 раза, а на душу населения – в 1,4 раза (в ценах 2019 г.). При этом продукция растениеводства увеличилась в 1,3 раза, продукция животноводства – в 1,7 раза.

Структура валовой продукции сельского хозяйства

В 2017-2019 гг. изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства: удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составил 50,2% в 2019 г. против 56,2 в 2017 г. Доля животноводства, напротив, выросла с 43,8 до 49,8%.

На основе совершенствования агротехнологических процессов и повышения качества семян обеспечен рост урожайности по основным видам продукции растениеводства. Урожайность продовольственных культур, таких как картофель и овощи, увеличилась в 1,2 раза, плодово-ягодных – в 1,9 раза.

В 2017-2019 гг., благодаря реализации системных мер по дальнейшему увеличению объемов производства и расширению ассортимента выращиваемых в республике продовольственных культур, объем производства зерновых культур снизился с 7 288,5 тыс. т до 7 187,4 тыс. т, производство картофеля возросло с 2 793,7 тыс. т до 2 950,9 тыс. т, объем производства овощей в 2019 г. составил 9 945,5 тыс. т (темпы роста, по сравнению с 2018 г., составили 101,9%). В 2017-2018 гг. объем производства кунжута возрос с 6 012 тыс. т до 9 578 тыс. т, плодов и ягод – с 2 614,9 тыс. т до 2 706,2 тыс. т.

Последовательная реализация мер по дальнейшему повышению потенциала животноводческой отрасли способствовала насыщению внутреннего потребительского рынка мясомолочной продукцией. Поголовье крупного рогатого скота возросло с 12414,7 тыс. голов в 2017 г. до 12968,3 тыс. голов в 2019 г., овец и коз – с 20680,5 тыс. голов до 21986,0 тыс. голов, птиц – с 71343,4 тыс. голов до 93132,3 тыс. голов (т.е. в 1,3 раза). Благодаря этому объем производства мяса в живом весе за этот же период увеличился с 2281,1 тыс. т в 2017 г. до 2465,0 тыс. т в 2019 г., молока – с 10083,2 тыс. т до 10710,8 тыс. т, яиц – с 6605,5 млн. шт. до 7757,4 млн. шт.

Формы хозяйственной деятельности

По состоянию на 1 января 2020 года в Узбекистане функционируют 5 млн. единиц дехканских (личных подсобных) хозяйств и 27,6 тыс. единиц организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. При этом количество фермерских хозяйств возросло с 75 тысяч единиц в 2017 г. до 92,6 тысячи единиц в 2019 г., из них 40 тыс. хозяйств специализируются на производстве хлопка-сырца и зерновых культур, 31 тыс. хозяйств заняты садоводством и виноградарством, 14,8 тыс. хозяйств – животноводством, 5 тыс. хозяйств – овощеводством и бахчеводством, и 1,8 тыс. хозяйств – другими направлениями.

В производстве валовой продукции сельского хозяйства доминирующее положение сохранили дехканские хозяйства, их доля возросла с 68,4% в 2017 г. до 70,1% в 2019 г., или на 1,7 п.п. Доля сельскохозяйственных предприятий в валовой продукции отрасли увеличилась с 2,3% в 2017 г. до 3% в 2019 г., из них 26,9% приходятся на фермерские хозяйства, 3,0% – на организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность.

Количество многопрофильных фермерских хозяйств за последние два года увеличилось на 45% и достигло 75 тысяч. Предусмотрен дальнейший рост числа многопрофильных фермерских хозяйств, которые наряду с производством сельскохозяйственной продукции будут заниматься ее углубленной переработкой и оказанием услуг сельскому населению, что позволит создать, в том числе, в отдаленных селах сотни тысяч новых рабочих мест.

Кластеризация сельского хозяйства

В сельском хозяйстве Узбекистана уже широко внедрен кластерный метод производства, обеспечивающий переработку сельскохозяйственного сырья и поставку на рынок уже готовой продукции. Площадь сельскохозяйственных земель, отведенных кластерам под те или иные виды культур, составляет в хлопково-текстильной отрасли 67%, животноводстве – 8%, плодоовощеводстве – 7,5%.

Число хлопково-текстильных кластеров выросло с 15 в 2018 г. до 73 в 2019 году. В 2019 г. 73% урожая хлопка пришлись на долю хлопково-текстильных кластеров, а урожайность хлопка в кластерах была на 4,1 ц/га, или на 20-30%, выше, чем на полях вне кластеров. Это позволило обеспечить рост объемов урожая хлопка-сырца в 2019 г. на 428 тыс. тонн при тех же посевных площадях.

Успех кластерной системы, достигнутый в хлопководстве, позволяет распространить этот метод и на сферу плодоовощеводства, где также внедряется кластерная система, которая должна повысить урожайность и увеличить объем экспорта овощей и фруктов. Отсутствие должного внутриотраслевого взаимодействия в этой сфере ведет к тому, что из 21 млн. тонн плодоовощной продукции, производимой в Узбекистане за год, экспортируется лишь 1,5 млн тонн, несмотря на то, что для решения этой проблемы в стране организован 31 агрологистический центр по сортировке, упаковке, переработке и экспорту продукции. Однако нехватка оборотных средств и перебои в снабжении вынуждают большинство из них работать только в сезон, поэтому их мощности загружены лишь на 10-15%.

Для решения проблем в развитии плодоовощной отрасли постановлением от 14 марта 2019 года в 8 районах Джизакской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областей создано 41 сельскохозяйственное объединение, специализирующееся на плодоовощеводстве. Также с целью обеспечения занятости малообеспеченных семей в 22 районах Ферганской, Андижанской и Наманганской областей в 2020 году предусматривается создание 31 сельскохозяйственного объединения, а в 2021 году всего по республике — 100 сельскохозяйственных объединений с привлечением средств международных финансовых институтов.

Реализация экспортного потенциала

В последние годы были приняты кардинальные меры для реализации экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции.

– Образован акционерный коммерческий банк «Узагроэкспортбанк», в состав учредителей которого вошли: Фонд реконструкции и развития Узбекистана – 75%; НКЭИС «Узбекинвест» – 10%; ХК «Узбекозиковкатхолдинг» – 5%; АО «Узагросугурта» – 5%; АО «Кафолат СК» – 5%. К числу основных задач этого банка относятся приоритетное финансирование инвестпроектов по развитию производства и экспорта агропромышленной, прежде всего плодоовощной, продукции, а также комплексное кредитно-расчетное обслуживание организаций агропромышленной отрасли и ее инфраструктуры.

– Устранена монополия компании «Узагроэкспорт» на поставку за рубеж плодоовощной продукции, а субъектам предпринимательства разрешено осуществлять экспорт свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур на основе прямых договоров на условиях 100%-ной предварительной оплаты.

– Начиная с 1 августа 2017 года отменено требование по осуществлению хозяйствующими субъектами-экспортерами обязательной продажи 25% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

– Расширена сеть государственных торговых домов Узбекистана в Индии, Таджикистане, США, Российской Федерации, Латвии и др.

– Вводится система финансирования производства и закупки фруктов и овощей, аналогично закупке хлопка и зерна.

Благодаря принятым мерам, несмотря на пандемию COVID-19, наблюдается рост экспорта узбекской плодоовощной продукции. Так, по данным EastFruit, за первые четыре месяца 2020 года поставки узбекских овощей и фруктов на рынок РФ выросли на 42% по отношению к тому же периоду 2019 года и достигли 25,6 млн. долларов США, что было новым рекордом плодоовощного экспорта. Следует подчеркнуть, что произошел рост именно «прямых поставок», в то время как обычно часть овощей и фруктов из Узбекистана попадала в Россию транзитом через другие страны под видом продукции третьих стран и даже не всегда отражалась в российской импортной статистике (например, импорт черешни из Узбекистана).

По поставкам капусты в Россию в январе-марте 2020 года Узбекистан занял второе место, уступая лишь Китаю, а по поставкам лимона – четвертое, после Турции, Марокко и Египта. Экспорт свежих цветной капусты и брокколи вырос в 2,3 раза – на 75%, увеличился экспорт узбекского чернослива на рынок России. Еще более существенно – в 5 раз – увеличился узбекской кураги. Это позволило Узбекистану занять второе место в рейтинге поставщиков этих сухофруктов в Россию после Турции, обойдя поставщиков из ЕС, Таджикистана, Армении и Китая. Экспорт узбекских замороженных фруктов в Россию вырос в 3 раза, а экспорт свежей моркови – в 3,5 раза.

Сегодня более 80 видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, экспортируется в 66 стран мира. При этом за последние годы произошли кардинальные изменения в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции. Если в 2010 году на долю хлопкового волокна приходилось 11,3 процента экспорта, то к 2018 году данный показатель уменьшился до 1,6 процента.

Основные достижения последних лет

Узбекистан добился значительного прогресса в производстве продовольствия. Одной из главных причин этого является существенное увеличение продуктивности и производства сельскохозяйственной продукции. Улучшения стали возможны благодаря реформам в аграрном секторе, которые сместили фокус с хлопковой монокультуры к более диверсифицированному производству и совершенствованию сельской инфраструктуры.

За последние годы в этом направлении были значительно расширены посевные площади и приняты необходимые меры по обеспечению внутреннего рынка качественной продукцией и повышению экспортного потенциала страны посредством увеличения объемов производства продовольственной продукции. Также были приняты практические меры по специализации районов на плодоовощеводстве, объединению производителей продукции в плодоовощеводческие кластеры и кооперации.

 

В результате даже в нынешних непростых условиях кризиса пандемии, когда государства всего мира озабочены недопущением дефицита продовольствия из-за карантинных ограничений, Узбекистан сумел успешно мобилизовать свой агропродовольственный сектор, добиться бесперебойного обеспечения населения продовольствием и более того – усилить свой экспортный потенциал на продовольственных рынках.

Еще одними стратегическими приоритетами развития сельского хозяйства Узбекистана стали снижение роли государства и повышение инвестиционной привлекательности сектора для частных инвесторов. В этом плане важное значение имел полный отказ от государственных закупок, кроме объемов, необходимых для осуществления интервенций зерновых колосовых, направленных на обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке. Были реализованы меры, нацеленные на создание продовольственных резервов и обеспечение макроэкономической стабильности в случае возможного возникновения угрозы продовольственной безопасности страны.

Одними из важных направлений укрепления продовольственной безопасности являлись меры по реализации потенциала приусадебных участков домохозяйств, которые обладают значительными резервами в производстве продуктов питания. Были созданы Министерство по поддержке махалли и семьи и его территориальные органы, а при сходе граждан махалли введена новая специальная должность заместителя по развитию приусадебных земельных участков. Созданы Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и его территориальные подразделения.

Инвестиционные планы

В настоящее время при участии международных финансовых институтов реализуются 9 инвестиционных проектов по развитию сельского хозяйства в Узбекистане на общую сумму 1 983 млн. долл., в т.ч.: Международный банк реконструкции и развития – 1,0 млрд. долл.; Азиатский банк развития (АБР) – 700 млн. долл.; IFAD – 70 млн. долл.; JICA – 213 млн. долл.

За январь-июнь 2020 г. в рамках этих проектов профинансировано 600 субпроектов на сумму 1 039 млн. долл., в результате создано 4 178 новых рабочих мест. Кроме того, в первом полугодии 2020 г. введены в эксплуатацию 133 современные теплицы на площади 310 га стоимостью 1,442 млрд. сумов. В результате создано 1 806 новых рабочих мест.

Для дальнейшего развития сельского хозяйственного сектора правительством предусмотрена реализация следующих проектов.

  1. Будут организованы работа комплексной информационной программы агропромышленного комплекса, внедрение «умного» сельского хозяйства и инновационных технологий в производство. Для этого будут привлечены средства МФИ на сумму 13,0 млн. долл.
  2. За счет грантов ЕС будут созданы Республиканский агросервисный центр в Ташкентской области и Региональный агросервисный центр в Ферганской области.
  3. Совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды будет разработан проект нормативного правового акта о внедрении оптимальных сельскохозяйственных и экологических практик (GAEP) и других стандартов качества для сельскохозяйственных производителей.
  4. С привлечением международных экспертов Всемирный банк выделит 120 млн. долл. на радикальное реформирование деятельности 10 исследовательских институтов и организаций, оснащение их современными лабораториями, оборудованием и внедрение механизма коммерциализации. Также ЕС выделит 6 млн. долл. 4 исследовательским институтам в рамках проекта ЕС по поддержке садоводства. Будет разработана Концепция развития аграрной науки на 2020-2030 годы.
  5. Принимаются меры по созданию в 2020-2023 годах узбекско-китайской совместной научной лаборатории стоимостью 3,6 млн. долл. и Центра сельскохозяйственных знаний совместно с корейским центром KOPIA стоимостью 1,4 млн. долл. в 2020-2024 годах.
  6. Реализация программы сотрудничества Международного центра картофеля (SIP) «Повышение продовольственной безопасности в условиях изменения климата в Узбекистане через селекцию картофеля и семеноводство» и открытие представительства в Узбекистане (SIP).
  7. Начиная с 2020/2021 учебного года, в 7 вузах в регионах будут созданы совместные кафедры Ташкентского государственного аграрного университета по направлениям «Плодоводство и виноградарство», «Овощеводство, садоводство и картофель», «Организация и управление теплицами». Также на базе профессиональных колледжей при Министерстве сельского хозяйства и Ташкентском государственном аграрном университете будут созданы интегрированные в систему высшего образования колледжи среднего специального профессионального образования.

Нодира Курбанбаева, ЦЭИР

Журнал "Экономическое обозрение" №9

...