Как пандемия COVID-19 повлияла на ситуацию в экономике Узбекистана

Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) совместно с Всемирным банком и Центром «Стратегия развития» проведено исследование о социально-экономических последствиях COVID-19. Данное исследование проведено в рамках проекта “Слушая граждан Узбекистана”, цель которого – оценка благополучия граждан и изучение общественного мнения касательно реформ, осуществляемых правительством Узбекистана.

Справочно: проект Всемирного Банка “Слушая граждан Узбекистана” (Listening to Citizens of Uzbekistan, L2CU) осуществляется с целью изучения социально-экономического состояния домохозяйств по всей Республике Узбекистан посредством проведения ежемесячного «группового» опроса 1 500 домохозяйств. Начиная с 2019 года, в рамках проекта проведены 21 раунд опросов. Последний опрос был проведен 21 мая 2020 г.

По результатам исследования выявлено следующее:

  1. В сфере благосостояния населения:

Уровень занятости немного повысился. Доля домохозяйств, в которых есть хотя бы один работающий член, в апреле по сравнению с мартом резко сократилась более чем на 40 п.п. В период с апреля по май выросла на 15 п.п. (с 43% до 58%).

- Число респондентов, сообщивших о том, что кто-то в домохозяйстве «потерял работу или перестал работать» выросло с 1% в марте до 19% в апреле.

В результате принятых правительством Узбекистана двух масштабных пакетов антикризисных мер, количество потерявших работу в апреле – мае снизилось с 19% до 12%. Вместе с тем, почти все считают, что сложившаяся приостановка деятельности является временной.

Масштаб бедности может ухудшится. Доля людей, живущих ниже черты бедности, с момента начала пандемии COVID-19 в апреле достигла 10% (в марте месяце 7,4%). Это означает, что еще 448 тыс. человек могут оказаться за чертой бедности в результате снижения уровня жизни.

Потребления продуктов питания улучшается. Доля домохозяйств, сообщивших о снижении потребления продуктов питания, снизилась с 26% в апреле до 23% в мае.

Получение прямой государственной помощи. О получении прямой государственной помощи с момента вспышки COVID-19 сообщили 9% населения. Наибольшая часть (89%) помощи была предоставлена в виде пособий в натуральной форме.

  1. В сфере образования детей:

- Несмотря на то, что в мае все школы были закрыты, почти все дети школьного возраста участвовали в определенных образовательных или учебных мероприятиях (97%). Большинство респондентов (69%) были удовлетворены этими учебными мероприятиями и всего лишь 8% были не удовлетворены.

- Образовательные телевизионные передачи составили основную часть учебных мероприятий для детей, на что указали около 87% учащихся. Мобильные учебные приложения были основным способом обучения примерно для 6% учащихся респондентов, в то время как еще 5% учащихся обучались через репетиторство или выполнение заданий, задаваемых учителями.

- Высокий уровень доступности в домохозяйствах телевизора и телевизионных передач (более 91%) частично объясняет популярность этого учебного мероприятия. Смартфоны были доступны для 70% домохозяйств и около половины домохозяйств сообщили о наличии доступа к мобильному интернету. Около 17,5% респондентов сообщили о наличии доступа к персональному компьютеру или ноутбуку и 8% – к домашнему интернету.

  1. Предоставление услуг и расходы домохозяйств:

- С началом вспышки COVID-19 ежемесячно около 6% домохозяйств сообщали о том, что кто-то из членов семьи нуждается в медицинской помощи.

Расходы домохозяйств различаются. Около 55% респондентов сообщили об изменениях в расходах. В соответствии с этими изменениями, около 60% респондентов сообщили, что в течение предшествующих 30 дней имели расходы, превышающие обычные расходы (равномерное распределение между «умеренно» и «существенно»), а также имели доходы выше среднего. Около 40% сообщили о сокращении расходов (23% сообщили об «умеренном» сокращении и 77% – о «существенном»). Большинство из тех, кто сообщил о сокращении расходов составили респонденты с низкими доходами.

Проблемы с нехватками товаров на местах улучшилось. В мае около 6% респондентов ответили, что в их местности отсутствуют в продаже определенные товары, по сравнению с 16% – в апреле. Среди таких товаров наиболее часто называются продукты питания, особенно хлеб и мука. Ситуация существенно улучшилась в мае, когда количество сообщений о перебоях в предложении продуктов питания сократилось примерно до 6%.

Доля сообщивших об отсутствии в продаже лекарств и масок снизилась с 5% в апреле месяце до незначительного уровня – в мае.

  1. В сфере образа жизни:

- около 79% респондентов сообщили об изменении образа жизни с началом вспышки COVID-19. Наиболее распространенными изменениями в поведении людей стали: ношение маски (95%), снижение количества посещений семьи и друзей (84%), более частое мытье рук (83%), меньшее количество рукопожатий/поцелуев/приветствий (82%), социальное дистанцирование (72%), меньшее время работы вне дома (51%), самоизоляция/карантин (19%). В мае количество респондентов, сообщивших о недавнем участии в публичном собрании, близко к нулю.

  1. Мнения людей по поводу реформ:

- Период, на который пришла вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, совпал с периодом, когда увеличилась доля респондентов «полностью согласных» с тем, что страна находится на правильном пути политического, социального и экономического развития. При этом почти никто из респондентов не был «не согласен» с этим утверждением.

- Доля респондентов, согласных и подтверждающих, что правительство участвует в открытом диалоге с гражданами, составила около 95%.

- Почти все респонденты обеспокоены возможными экономическими последствиями пандемии COVID-19 для их семей, но при этом с оптимизмом смотрят на дальнейшую экономическую ситуациюв стране.

Служба по связям с общественностью Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан