Исследование по оценке инвестиционных инфраструктурных проектов

В условиях мирового экономического кризиса, привлечение капитала частного сектора в финансирование инфраструктуры имеет решающее значение для узбекской экономики. На примере инвестиционного инфорастуктурного проекта проведена колличественная оценка эффективности проекта по строительству железнодорожной линии Ташгузар-Бойсун-Кумкурган, реализованного в 2003-2007 гг.

Цель проектного анализа — определить результат (ценность) инвестиционного инфраструктурного проекта.

Методология финансово-экономической оценки инфраструктурных инвестиционных проектов разработана ЦЭИР совместно с АБР и проводится для оценки проектов (ex-post analysis), введенных в эксплуатацию по истечению как минимум 4-5 лет. Подобный эконометрический анализ проводится в Узбекистане впервые и в дальнейшем эта методика может применяться для оценки эффективности инфраструктурных проектов.

23, 24, 30 сентября – 1 октября, 2020г. Ташкент-Токио. Сегодня 30 сентября в онлайн-формате на платформе Zoom состоялась Международная конференция на тему: «Привлечение частных инвестиций в устойчивую инфраструктуру в Азии: уроки для Центральной Азии», в которой приняло участие руководство Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР).

Мероприятие организовано Институтом Азиатского банка развития (АБР) совместно с Институтом Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

В конференции приняли участие свыше 60 участников из 11 стран Азии: руководители и полномочные представители транспортных министерств и ведомств, железных дорог, морских портов, транспортно-логистических и IT-компаний, мозговых центров, а также ведущих международных организаций и ассоциаций в области инфраструктуры.

На открытии мероприятия с приветственной речью выступили г-н Наоюки Ёшино, Главный советник Центра финансовых исследований Японского агентства финансовых услуг, г-н Тецуши Сонобе, Глава института АБР, г-н Ясмин С. Сиддики, директор Отдела окружающей среды, природных ресурсов и сельского хозяйства (CWER), департамента Центральной и Западной Азии АБР, г-н Сайед Шакил Шах, директор Института ЦАРЭС.

В ходе сегодняшнего мероприятии была обсуждена роль правительств и новые модели для привлечения частных инвестиций в устойчивую инфраструктуру.

В ходе пленарного заседания были озвучены прогнозы, согласно которым, по данным Азиатского банка развития, развивающимся странам Азии потребуется 26 триллионов долларов инвестиций в инфраструктуру в течение следующего десятилетия для поддержания темпов роста, искоренения бедности и решения проблемы изменения климата. В частности, сюда входят инвестиции в сферу энергетики, транспорта, телекоммуникации, водоснабжения и санитарию.

Учитывая ограниченное государственное финансирование в большинстве стран, внедрение инновационных мер по привлечению капитала частного сектора будет иметь решающее значение для преодоления дефицита финансирования инфраструктуры в регионе.

Привлечение институциональных инвесторов, таких как страховые компании и пенсионные фонды, для которых характерны долгосрочные инвестиционные проекты в течении 10-20 лет, будет особенно важно для крупномасштабного развития инфраструктуры. Точно так же важно будет учитывать склонность банков вкладывать средства в краткосрочные и среднесрочные проекты, соответствующие структуре их активов и пассивов.

С узбекской стороны на мероприятии выступил заместитель директора ЦЭИР Умид Абидхаджаев с презентацией исследования Центра на тему: «Финансирование инфраструктуры на основе фактических данных: опыт Узбекистана».

Участникам конференции представлен доказательный подход к развитию инфраструктуры в Узбекистане, на примере, проекта по строительству железнодорожной линии Ташгузар-Бойсун-Кумкурган, реализованного в 2003-2007 гг.

Справочно: Железнодорожная линия Ташгузар-Байсун-Кумкурган протяженностью 223 км, введенная в строй в августе 2007 года, имеет стратегическое значение для развития южных регионов Узбекистана. Дорога общей стоимостью 447 млн долларов идет в обход Туркменистана и сократила прежнее расстояние пассажирских и грузовых перевозок на 170 км., а время движения – на 7 часов. Финансирование проекта осуществлялось за счет бюджета, средств АО «Узбекистон темир йуллари» и займа правительства Японии.

Целью исследования ЦЭИР стала количественная оценка воздействия железнодорожной линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган, которая вступила в строй 13 лет назад, на рентабельность предприятий и организаций.

«Оценка отдачи от инвестиционных проектов финансируемых за счет налогоплательщиков или внешнего долга является актуальной для большинства развивающихся стран. Вместе с тем, в отличие от других инвестиционных проектов, оценка нефинансовых, экономических и социальных последствий инфраструктурных проектов требует более сложного подхода и не ограничивается обзором только финансовых показателей проекта .

Центр экономических исследований и реформ в сотрудничестве с международными организациями, в частности, исследователями из Института Азиатского банка развития, в лице старшего советника Японского финансового агентства, доктором Наоюки Ёсино разработали стратегию эмпирической оценки инфраструктурных проектов, результаты которого были представлены сегодня на обзор международного экспертного сообщества», - сообщил Умид Абидхаджаев.

«Эта методология была ранее применена на примере высокоскоростного поезда Кюшу в Японии. Кроме того, данный анализ использован Виктором Понтинесом для оценки эффективности шоссе Липа-Ибаан-Батангас на Филиппинах. Сегодня мы использовали эту методологию на примере Узбекистана», - отметил заместитель директора ЦЭИР.

По его словам, эконометрический анализ выявил наличие положительных эффектов в регионах, где была построена линия и наличие косвенных эффектов (спилловер эффект) в соседних регионах.

К положительным эффектам можно отнести увеличение прибыли предприятий и организаций в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях на 246 млрд. сум и 319 млрд. сум в течении 4 и 5 лет соответственно.

При этом косвенные эффекты на 5-ый год показали увеличение прибыли предприятий Бухарской и Самаркандской областей на 156 млрд. сум.

Преимущество данного анализа в том, что он позволяет определять экономический эффект каждого фактора по отдельности. В частности, другие факторы также могли способствовать экономическому росту одновременно с реализацией проекта. Такой эконометрический подход позволяет выделить относительную долю этих факторов, а также определить величину и масштаб воздействия на инфраструктурный проект.

Экспертами отмечено, что в Узбекистане последние три года проводятся масштабные экономические реформы, в том числе созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты, оценку которых можно будет провести как минимум через 4-5 лет. Именно, подобный эконометрический анализ позволит оценить воздействие инвестиционных проектов на инфраструктуру и развитие региона в целом.

Далее состоялась дискуссия, в ходе которой, международные эксперты дали высокую оценку исследованию ЦЭИР, результаты которого войдут в соответствующий сборник АБР «Привлечение частных инвестиций в устойчивую инфраструктуру в Азии: уроки для Центральной Азии».

Служба по связям с общественностью

Центра экономических исследований и реформ