CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Стимулирование промышленной кооперации между деловыми кругами ШОС позволит им оптимизировать глобальные цепочки поставок

В глобально интегрированном мире стремление к получению максимального экономического эффекта привело к концентрации производства в развивающихся странах. Однако, с началом пандемии коронавируса и ее распространением по всему миру, необходимость распределения рисков в цепочках поставок для обеспечения устойчивого развития производства приобрела особую актуальность.

В ряде развитых стран переосмысливаются подходы к международному аутсорсингу производства с тем, чтобы избежать будущих проблем с повышением неустойчивости цепочек поставок.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает активизация межгосударственного сотрудничества предпринимателей в рамках региональных организаций, таких например, как ШОС. Это позволит странам-участницам снизить негативные последствия от пандемии коронавируса и обеспечить устойчивые кооперационные связи для производства конкурентоспособной продукции c высокой добавленной стоимостью.

Прокомментировать актуальность разработки Программы стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран-участниц ШОС мы попросили главного научного сотрудника Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, доктора экономических наук Дмитрия Тростянского.

Глобальные цепочки создания стоимости позволяют вместо торговли товарами обмениваться их компонентами и таким образом страны используют свои конкурентные преимущества.

От подобной специализации выиграли многие развивающиеся экономики, которые смогли интегрироваться в глобальную экономическую систему, что позволило им получить доступ к трансферу передовых технологий и обеспечить рост производительности труда.

Поскольку, в настоящее время практически все страны мира в той или иной мере включены в глобальные цепочки поставок, то пандемия коронавируса через эти цепочки влияет на всю мировую экономику. Особенно сильной трансформации подвергся мировой рынок инвестиций.

МВФ сообщил об оттоке капитала в объеме 83 миллиардов долларов с развивающихся рынков. Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции обычно считаются менее волатильными, влияние COVID-19 на них оказалось значительным. ЮНКТАД оценивает сокращение глобальных прямых иностранных инвестиций на 30-40% за период 2020-2021 годов на основе последних изменений в доходах основных транснациональных корпораций.

Таким образом, следует ожидать, что последствия от коллапса спроса и производства во многих промышленно развитых странах и оттоке капитала и инвестиций из развивающихся стран будет иметь гораздо более продолжительные последствия для мирового производства, чем временные сбои в цепочке поставок, вызванные COVID- 19.

Существенная трансформация международных цепочек поставок сопряжена с риском дальнейшего уменьшения диверсификации поставщиков в мировой экономике и сокращения возможностей для развивающихся стран, получать выгоды от потоков капитала, связанных с глобальными цепочками поставок, и доступа к международным рынкам, человеческому капиталу и технологиям.

Такое развитие событий почти наверняка нанесет значительный ущерб по индустриализации в развивающихся странах, и будет препятствовать социально-экономическому прогрессу, наблюдаемому в них за последние годы.

Исторически сложившиеся хозяйственные связи государств-участников ШОС предполагают, как дальнейшее поддержание производственных связей между ними, так и усиление кооперации их бизнес структур, в целях поиска новых форм совместного использования, как сырьевых ресурсов, так и продуктов средних и высоких уровней.

Стимулом для активизации данного процесса послужит тот факт, что за последние годы все страны ШОС предпринимают усилия по формированию национального ресурсного потенциала для последующего ускоренного развития инновационных и высокотехнологичных производств.

В рамках саммита глав правительств стран-участниц ШОС 2 ноября 2019 года была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2035 года. В ней были определены первоочередные задачи сотрудничества государств в различных областях, в том числе в промышленной и инвестиционной сферах. Для установления прямых контактов между предпринимателями и активизацией процесса создания новых совместных предприятий предусматривается организации взаимных визитов деловых кругов в рамках мероприятий, проводимых с привлечением Делового совета ШОС.

Кроме того, предусматривается налаживание обмена опытом в области разработки мер, направленных на качественное улучшение инвестиционного климата и создания благоприятной предпринимательской среды, формированию условий для эффективной кооперации и интеграции малых и средних предприятий стран-участниц ШОС в глобальных стоимостных цепочках с высокой долей добавленной стоимости.

В настоящее время проекты сотрудничества в промышленной сфере стран-участниц ШОС реализуются главным образом в сырьевых отраслях и производстве продукции низших переделов, а удельный вес кооперирующихся в рамках организации предприятий, способных производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, остается низким.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка Программы стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран-участниц ШОС. Кооперационный эффект краткосрочного характера предполагает поставку технологического оборудования для реализации инвестиционных проектов, а долгосрочного характера – реализацию инвестиционных проектов, формирующих устойчивые связи между предприятиями стран-участниц ШОС на кластерной основе.

В этой связи, заслуживает внимания опыт стран ЕС по стимулированию развития кластеров, а также их сотрудничества в условиях интернационализации бизнес-процессов.

Данный опыт свидетельствует, что государствам не обязательно инициировать создание кластеров, а необходимо всячески способствовать формированию благоприятных условий, посредством эффективной налоговой, бюджетной, кредитной, таможенной политики, а также через создание научно-исследовательских центров, университетов, транспортной и энергетической инфраструктуры и т.д.

Все это упрощает интеграцию бизнес-процессов и кооперацию производств. Кластерный подход организации производства, межстрановая кооперация кластеров может быть использован как один из инструментов формирования скоординированной, а впоследствии, согласованной промышленной политики стран-участниц ШОС.

Реализация программы по стимулированию промышленной кооперации между деловыми кругами потребует системы координации ее поддержки, в результате деятельности которой будут вырабатываться рекомендации для стран-участниц ШОС по проведению согласованной политики.

Именно для этих целей и Президентом Узбекистана и предложено разработать Программу стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами ШОС, которая позволит им оптимизировать свою деятельность путем минимизации издержек, сокращения запасов и повышения эффективности использования активов. Все это, в конечном итоге, позволит предпринимательским структурам ШОС успешно конкурировать на внешних рынках и наполнить внутренний рынок высококачественной продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Доктор экономических наук,

Главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Дмитрий Тростянский

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."