ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Прогноз суверенного кредитного рейтинга Узбекистана: основные причины пересмотра

Прогноз международного рейтингового агентства

Недавно агентство S&P пересмотрело прогноз суверенного кредитного рейтинга Республики Узбекистан на “негативный” со “стабильного”. Во отчете S&P говорится, что при неизменности текущей ситуации с уровнями фискального и внешнего долга в течение следующих 6-12 месяцев, суверенный рейтинг республики может снизится с “BB-” до “B+”. В частности, основной причиной снижения рейтинга заявляется возможное превышение суммарного внешнего долга государства над ликвидными внешними активами из-за дальнейших внешних заимствований в 2020 году.

Необходимо подчеркнуть, что вспышка коронавирусной инфекции оказывает негативное влияние на экономику всех стран мира и масштабы текущей рецессии, по оценкам, намного хуже, чем во время глобального экономического кризиса 2008 года. Как показывают анализы агентства S&P, число компаний или стран, которым грозит снижение их кредитного рейтинга с инвестиционной категории (группа эмитентов с достаточными средствами для удовлетворения обязательств) до низшей категории , достигла рекордного уровня в 111 из-за пандемии коронавируса. При этом, число уже «павших» в этом году дошло до 24 с совокупным долгом в 300 млрд. долл. США, в то время как у ранее упомянутых 111 субъектов имеются облигации в размере 444 млрд. долл. США. К тому же, с начала текущего года, агентство S&P пересмотрело прогнозы суверенных рейтингов 47 стран на «негативные».

С чем связано увеличение внешнего долга Узбекистана в 2020 году?

По данным на начало апреля текущего года, внешний государственный долг Республики Узбекистан составил 16,1 млрд. долл. США (27,7% от ВВП). До конца текущего года ожидается увеличение данного показателя до 21 млрд. долл. США (35,1% от ВВП). Стоит отметить, что в прошлом году, при содействии Международного Валютного Фонда (МВФ) был установлен критический порог внешнего государственного долга Республики Узбекистан на уровне от 50% ВВП. Следовательно, при сохранении текущей тенденции, к концу 2020 года внешняя государственная задолженность будет находиться на безопасном уровне.

Увеличение внешнего государственного долга Узбекистана в текущем году, в первую очередь, связано с предотвращением последствий пандемии. Согласно ПП-4697 от 22.04.2020, до конца 2020 года, правительство планирует привлечь в общей сложности 3,1 млрд. долл. США для борьбы с пандемией, которая могла и до сих пор может иметь риски негативного характера для системы здравоохранения и для макроэкономической стабильности страны, от устойчивости которых зависят жизни миллионов людей. Поэтому, сложившаяся ситуация по привлечению дополнительных внешних ресурсов является экстремальным событием, которое не поддается прогнозу и как мы видим имеет рационалистичное объяснение.

Привлечение средств Международных финансовых институтов на общую сумму в 3,1 млрд. долл. США в основном приходится на поддержку государственного бюджета (1,8 млрд. долл. США), в том числе для формирования ресурсной базы Антикризисного фонда в объеме 10 трлн. сумов, учрежденного в УП-5969 от 19.03.2020, и целью которого является обеспечение макроэкономической стабильности и социальной поддержки населения в период пандемии. Кроме того, 277,5 млн. долл. США будут непосредственно направлены на укрепление системы здравоохранения, включая оснащение медицинских объектов нужным оборудованием, а 700 млн. долл. США – на поддержку предпринимательства и банковской системы. Продолжительный рост безработицы и бедности во время пандемии остается приоритетной проблемой для государства. По оценкам из совещания под председательством Президента Республики Узбекистан по вопросам сокращения бедности, пандемия может негативно сказаться на доходах 450 тыс. семей. Поэтому, финансирование проектов за счет внешних ресурсов является очень важным в плане создания новых рабочих мест для населения.

В данный момент, приоритетом государственной политики является предотвращение последствий пандемии, и как гласит латинская мудрость – сложные времена требуют сложных решений. Кризис подобного характера является временным явлением, и своевременно предпринятые меры, восстановление глобальных систем поставок и последовательное продолжение реформ в стране будут способствовать предотвращению ряда проблем различного характера, включая снижение внешнего государственного долга в среднесрочной перспективе.

Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."