ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Оптимизация транспортных расходов - важный фактор устойчивого развития экономики: проблемы и решения (2013/09)

По данным различных источников, транспортные затраты субъектов ВЭД нашей страны составляют от 15-30% (готовые железобетонные изделия, алебастр, гипс, цемент, черешня, виноград, свежие овощи и пр.) до 60-70% стоимости перевозимого груза (уголь, каолин, свежая капуста и другие грузы), против 5-7% в странах ЕС. По оценкам АБР, затраты узбекистанских импортеров, в расчете на 1 TEU контейнер, превышают аналогичные расходы китайских импортеров в 6 раз, иранских и турецких – в 4 раза, казахстанских, кыргызских и туркменских – в 3 раза. Транспортная составляющая в цене основной части экспортных товаров широкого потребления Узбекистана в 2,5-2,6 раза выше среднемировых показателей.

За последние годы рост ВВП Республики Узбекистан сопровождается более высокими темпами роста транспортных издержек и увеличением тарифов на грузоперевозки. Так, в период с 2005 по 2011 годы тарифы на грузоперевозки возросли в 3,3 раза на железнодорожном транспорте, и в 3,4 раза на автомобильном транспорте, в то время, как Индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) увеличился в 2,7 раза.

Ключевой проблемой является то, что транспортный сектор, не обеспечивает снижения транспортных издержек в стоимости товаров отечественных производителей, что критически важно для увеличения экспорта продукции МБЧП. Цель исследования – анализ современного состояния, существующих проблем транспортного сектора и разработка пакета мер и рекомендаций по совершенствованию транспортной политики в стране.

Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ. 

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."