ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Реформируя качество образования, ориентируясь на мировые стандарты

– В последние годы активно проводятся реформы в сфере образования и науки, в том числе в сфере высшего образования, где, в частности, поэтапно внедряются новые технологии и стандарты. Медицинские вузы и часть технических вузов уже перешли к ним, а с 2020/2021 учебного года еще 25 вузов переходят на кредитно-модульную систему обучения. Как, на Ваш взгляд, это повлияет на качество образования?

– Да, Вы правы. В Указе Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан на период до 2030 года» от 8 октября 2019 года № УП-5847 предусмотрен поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования. Перед высшими образовательными учреждениями поставлена задача постепенного перевода учебного процесса на кредитно-модульную систему. Кредитно-модульная система должна быть внедрена в 16% высших образовательных учреждений в 2023 году, в 57% – в 2025 году и 85 % – в 2030 году.

Целями введения кредитно-модульной системы являются расширение доступа к высшему образованию, увеличение мобильности студентов и преподавателей и ориентация учебных планов и программ к получению квалификаций, востребованных на рынке труда. Эта система привлекательна тем, что обеспечивает сопоставимость учебных программ различных вузов и способствует гармонизации систем образования с европейскими странами. Кредитно-модульная система содействует мобильности студентов и преподавателей и упрощению перехода из одного вуза в другой, определяя объем результатов проведенной работы по всей учебной нагрузке.

В нашей стране на протяжении последних лет образовательная система поэтапно переходит на кредитно-модульную систему обучения и уже имеются положительные результаты. Примерами могут служить филиалы зарубежных вузов в республике и отечественные вузы, осуществляющие образовательный процесс с внедрением международных стандартов. Данный опыт поэтапно внедряется в национальных вузах. Например, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5349 от 19.02.2018 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» в Ташкентском университете информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) поэтапно осуществляется переход на кредитную систему образования с 2018-2019 учебного года. Также в данном направлении начали работу такие вузы, как Национальный, Юридический университеты, Университет востоковедения и Ташкентская медицинская академия. Одним из преимуществ внедрения кредитной системы образования в этих вузах является то, что она дополняет и поддерживает национальные стандарты квалификаций.

Начатая работа в вузах – это только первый шаг. Для перевода в 2020/2021 учебном году на кредитно-модульную систему обучения ряда вузов необходимо проделать огромную подготовительную работу в разработке нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов. Что касается изучения влияния кредитно-модульной системы обучения на качество образования, то оно зависит от эффективной организации процесса, готовности всех компонентов и от качества преподавания. Самое главное, мы должны действовать взвешенно и обдуманно, чтобы избежать традиционного: хотели как лучше, а получилось как всегда.

– Глава государства в ходе совещания 30 апреля поручил Министерству высшего и среднего специального образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования предоставить вузам право самостоятельно определять планы работы и программы, исходя из спроса на рынке труда и запросов работодателей. Что делается в этом направлении?

– Вопрос о предоставлении самостоятельности вузам обсуждается уже около двух лет, но организация данного процесса целиком и полностью зависит от совершенствования нормативно-правовой базы и компетенции руководителей. За последние два года Государственная инспекция по надзору за качеством образования провела ряд мероприятий в приоритетных областях образовательной политики. В частности, были приняты меры по совершенствованию системы обеспечения качества образования и его оценке, повышению эффективности обучения, созданию и дальнейшему укреплению интеграции науки, образования и производства; разработана программа мер по преобразованию Национального университета Узбекистана в ведущий вуз как флагмана высшего образования; на примере Ташкентского государственного технического университета и Ташкентского института текстильной и легкой промышленности разработана типовая модель сотрудничества «Высшее образование – заказчики кадров». По 9 важным компонентам развития вуза совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и областными хокимиятами, на примере Национального университета, разработаны и утверждены «дорожные карты» перспективного развития каждого вуза. Начиная с этого года, переход 10 университетов на самофинансирование в качестве эксперимента также будет способствовать повышению конкурентоспособности наших вузов.

В современной рыночной экономике именно работодатели дают оценку качеству подготовленных кадров. Уровень формирования знаний и практических навыков определяется оценкой выпускников потребителями. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-3775 от 5 июня 2018 года, начиная с 2018/2019 учебного года, базовые (ведущие) высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров.

Начиная с 2018 года, в определении рейтинга национальных вузов Инспекцией по образованию введен индикатор изучения мнения работодателей о выпускниках. Были организованы встречи с представителями более 500 ключевых потребителей кадров. В сотрудничестве с ними были разработаны предложения по совершенствованию государственных образовательных стандартов в 25 областях образования, 120 квалификационных требований и учебных планов. В сотрудничестве с международными рейтинговыми агентствами QS, THE разработаны индикаторы оценки качества образования для определения национального рейтинга вузов страны, и вот уже как третий год объявляются их результаты.

Разумеется, вузам совместно с Министерством высшего и среднего специального образования необходимо будет разработать механизмы контроля качества и содержания учебных планов и программ для направлений и специальностей образования, обеспечивая их взаимосвязь, а также соответствие международным стандартам. Важное место отводится работе Попечительского совета, в состав которого войдут представители работодателей.

– За последние годы в Узбекистане были организованы филиалы ведущих российских вузов. Все они ведут свою учебную и научную деятельность, исходя из требований и стандартов Российской Федерации. Как Вы оцениваете их потенциал и влияние на конкурентоспособность наших вузов?

– В настоящее время в республике действуют 9 филиалов высших образовательных учреждений Российской Федерации. 6 из них открылись за последние 3 года. Это филиал Московского института стали и сплавов «МИСиС»(2018), филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в Ташкенте (2018), филиал Астраханского государственного университета (2019 г.), Ташкентский филиал Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (2019 г.), филиал Московского государственного института международных отношений и филиал Российского государственного института физкультуры, молодежи, спорта и туризма в Самарканде (2019 г.)

Качество учебного процесса по уровню спроса, умению применить полученные знания в практику, а также по уровню занятости пока могут оценить только выпускники Ташкентского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова (2005 г.) и Ташкентского филиала Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (2007 г.). Из-за отсутствия выпуска в других филиалах сегодня еще рано судить о «качестве» выпускников.

Также сложно оценить качество образовательной деятельности на основе совместных образовательных программ и факультетов, которые были созданы в стране с зарубежными университетами-партнерами начиная с 2018/2019 учебного года. Известно, что в настоящее время в 56 высших образовательных учреждениях страны подготовка кадров осуществляется в общей сложности по 252 совместным образовательным программам, из которых 134 (53%) – в сотрудничестве с вузами Российской Федерации.

Однако сегодня нам следует обратить внимание на дальнейшую активизацию совместных работ с зарубежными партнерами по привлечению ведущих профессоров, совместной координации действий по обеспечению качественного образования, обеспечению необходимой учебной литературой, электронными ресурсами, информационно-коммуникационной инфраструктурой и лабораторным оборудованием.

– Страны ЕАЭС разработали свои стандартные классификации образования, исходя из Международной стандартной классификации образования. Какие разрабатываются инициативы в сфере взаимного признания дипломов о высшем образовании со странами ЕАЭС?

– Вопрос о необходимости взаимного признания документов об образовании со странами-участниками ЕАЭС был инициирован возросшим спросом на высшее образование.

30 мая 2019 года в г. Ургенче было подписано межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней. Данное соглашение позволяет гражданам двух государств продолжить образование, минуя процедуру признания, что положительно сказывается на повышении академической мобильности. До подписания соглашения они часто сталкивались с проблемами по признанию документов об образовании (диплом, аттестат) для поступления в вуз или для работы. Процедура признания документов об образовании длилось 45 дней, и еще нашим соотечественникам надо было ехать в Москву и платить за данную услугу около 7 тысяч российских рублей.

Благодаря данному соглашению, за короткий период около трех тысяч наших студентов воспользовались льготами. Сегодня около 30 тысяч наших граждан обучаются в вузах Российской Федерации. Такое же Соглашение о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении подписано 1 августа 2019 года в Минске между правительствами Республики Беларусь и Республики Узбекистан. Мы открыты для многих стран в данном вопросе, при соответствующих гарантиях качества образования.

Важное значение для признания документов об образовании имеет соответствие Международной стандартной классификации образования (МСКО/ISCED 2011). На ее основании более чем в 160 странах были разработаны Национальные стандартные классификации образования, которые уже успешно внедрены в России, Беларуси, Армении, а также в Казахстане и Кыргызстане. В Узбекистане также начата работа в этом направлении на основании Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования» № УП-5812 от 6 сентября 2019 года.

По инициативе Государственной инспекции по надзору за качеством образования 28 января этого года был проведен международный семинар «Перспективы развития профессионального образования в Узбекистане». Были выпущены методические рекомендации, на основе которых работодателями было разработано более 1000 профессиональных стандартов для 3-го, 4-го и 5-го уровней профессионального образования в Узбекистане, которые будут внедрены в учебный процесс с 2020/2021 учебного года.

15 мая этого года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Национальной системы профессиональных навыков, знаний и умений в Республике Узбекистан». Настоящим постановлением утверждены Положение о национальной системе развития профессиональных навыков, знаний, навыков и Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан.

Это, в свою очередь, гарантирует соответствие квалификации выпускников международному уровню, позволит образовательным организациям осуществлять академический обмен, а также обеспечить трудовых мигрантов работой за рубежом, продолжить свое образование без лишних барьеров и нострификацию документов об образовании в международном пространстве.

– Одной из положительных сторон сотрудничества со странами ЕАЭС считается улучшение трудовых условий мигрантов и предоставление свободного доступа к рынку труда стран Союза. Как Вы оцениваете углубление взаимодействия в рамках ЕАЭС с точки зрения образования и над какими предложениями в этом направлении работает Государственная инспекция по надзору за качеством образования?

– Парламентом страны одобрено присоединение к ЕАЭС в качестве наблюдателя. Представители инспекции по образованию активно участвовали на заседениях, посвященных присоединению к данному союзу. На сегодняшний день ведется работа по усовершенствованию нормативно-правовых документов в сфере образования и научно-технического сотрудничества.

Государства-члены ЕАЭС значительно сократили требования к лицензированию и выдаче разрешений трудящимся-мигрантам и продлили срок их трудовой деятельности в стране пребывания. Если работник-мигрант официально трудоустроен, то он получает доступ к финансовым услугам банковской системы ЕАЭС, в том числе к займам, кредитам и пенсионным накоплениям, его дети смогут посещать детские сады и школы в этой стране, а все члены его семьи будут охвачены обязательным медицинским страхованием. Все дипломы, кроме фармации, медицины, права и педагогики, взаимно признаются. Это означает, что, если Узбекистан станет членом ЕАЭС, гражданин Узбекистана, который окончил вуз, кроме вышеуказанных направлений образования, будет иметь право работать в государствах ЕАЭС наравне с их гражданами.

Раздел XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе озаглавлен «Трудовая миграция», а в статьях 96, 97 и 98 отражены полномочия, права и обязанности государств-членов в области трудовой миграции, в том числе по вопросам образования. В частности, в статье 97 Договора говорится, что «документы об образовании, выдаваемые учебными заведениями государств-членов для трудоустройства в государстве занятости, должны признаваться без процедуры признания документов об образовании, установленных законодательством государства занятости».

Работники, подающие заявления на педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность в другом государстве-члене, должны соблюдать порядок признания документов об образовании, установленный законодательством о трудовых отношениях данной страны.

Согласно правовой норме, изложенной в вышеуказанной статье, в случае вступления Республики Узбекистан в ЕАЭС, не требуется вносить изменения в закон и правила о порядке признания документов об образовании в зарубежных странах, действующих в Узбекистане.

Сегодня граждане Республики Узбекистан в государствах-членах ЕАЭС, в основном, выступают в качестве трудовых мигрантов, и если Узбекистан станет его членом, для наших граждан будет создан широкий спектр возможностей по трудоустройству в странах ЕАЭС. Но так как на рынке труда Узбекистана трудовых мигрантов граждан стран-членов ЕАЭС значительно меньше, чем наших граждан за рубежом, то это не представляет серьезных проблем для нашего рынка труда.

Кроме этого, Евразийская экономическая комиссия планирует принять положение о предоставлении трудящимся и членам их семей по долгосрочным трудовым договорам права на временное или постоянное проживание в стране трудоустройства, что, несомненно, улучшит положение более трех миллионов граждан Узбекистана, которые работают в странах ЕАЭС.

– В современном мире происходит интернационализация образования: студенты выбирают страну обучения, а страны привлекают зарубежных студентов. При этом повышаются требования к качеству образованию, к его соответствию мировым стандартам. Что делается в этом направлении?

– У нас в стране в целях обеспечения качества образования осуществляется аккредитация образовательных учреждений на основе стандартов качества ESG (European standards and guidelines), разработанных с учетом опыта ведущих зарубежных стран совместно с международными экспертами. Также ведется реестр аккредитованных образовательных учреждений для обмена данными и информацией между странами-партнерами. В данной области у нас складывается хорошее сотрудничество с ФГБУ «Росаккредагентство», где наша команда была в прошлом году в целях обмена опытом.

В настоящее время Инспекция по образованию совместно с Министерством высшего и среднего специального образования поэтапно осуществляет интеграцию национальной образовательной системы в международную. Отрадно отметить, что с 2020 года мы вступили в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA) как наблюдатели. Из 5 государств-членов ЕАЭС 3 страны являются членами ENQA: Российская Федерация («Росаккредагентство» – 2009, AKKORK – 2015, NCPA –2014), Армения (ANQA – 2017) и Казахстан (IAAR – 2016, IQAA – 2017).

12 сентября 2019 года в Цюрихе (Швейцария) я встретился с президентом ENQA Кристофом Гролимундом, и мы обсудили вопросы сотрудничества между ENQA и Инспекцией по образованию и первоначальному вхождению в качестве наблюдателя, а также совместной работы по аккредитации. 28 апреля текущего года на заседании Совета ENQA поданная официальная заявка Инспекции по образованию на членство в качестве наблюдателя была рассмотрена и полностью одобрена. Инспекция по образованию была официально включена в список наблюдателей ENQA.

Присоединение Инспекции по образованию к этой сети – это важный шаг на пути интеграции системы образования и нашей республики в Болонский процесс. В перспективе присоединение к ENQA в качестве полноправного члена будет обозначать соответствие европейским и международным требованиям аккредитованных Инспекцией по образованию вузов, а также послужит гарантом признания в международном масштабе выданных такими вузами дипломов. Участие представителей Инспекции по образованию в проводимом членами-агентствами ENQA 14 мая текущего года международном онлайн-обсуждении на тему «Результаты гарантии качества образования 2019-2020» – первое важное событие для нашей страны в новом статусе.

Хочу еще добавить, что процесс интернационализации в образовании будет ускорен вступлением в ВТО. Узбекистан обладает огромным потенциалом стать образовательным центром. Имеет богатую историю в медицинских, исламских и фундаментальных исследованиях. Современное узбекское образование в области фундаментальных исследований является «плохо реализованным» конкурентным преимуществом Узбекистана. Вступление в ВТО позволит Узбекистану воспользоваться всеми преимуществами в сфере образования.

В завершение хочу сказать, что сегодня Узбекистаном осуществляются важные шаги по внедрению международного опыта в реформировании образовательного процесса, повышению его качества, поэтапной интеграции в международное образовательное сообщество. И интеграция в международное образовательное сообщество может многое дать стране. Студенты, обучившиеся за границей, возвращаются с более высоким уровнем образования, а работающие там во время своей учебы присылают денежные переводы. По этим причинам некоторые развивающиеся страны субсидируют иностранное образование своих студентов через стипендии. Появление новых филиалов зарубежных вузов способствует обеспечению качественной подготовки профессиональных кадров для Узбекистана и снижает нагрузку на бюджет. Кроме того, интернационализация образования расширяет возможности индивидуального выбора в получении знаний, усиливает конкуренцию и ведет к улучшению качества и эффективности образования в стране.

Мухсин Холмухамедов,

Зиёда Ризаева, ЦЭИР

Экономическое обозрение №6 (246) 2020

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."