ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Экономический прогноз для Узбекистана остается позитивными на фоне продолжающихся рыночных реформ ― ВБ

Несмотря на глобальный экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, Узбекистан станет одним из двух государств в регионе Европы и Центральной Азии, которые продемонстрируют экономический рост по результатам 2020 г. Этот прогноз даётся в опубликованном сегодня новом выпуске регионального экономического обзора Всемирного банка.

Пандемия коронавируса (COVID-19) стала самым серьезным кризисом, с которым столкнулся Узбекистан с момента восстановления национальной экономики после распада Советского Союза. Он негативно сказался на росте ВВП страны и привел к снижению занятости, благосостояния и доходов граждан.

В первой половине 2020 г. рост ВВП был почти нулевым по сравнению с ростом на уровне 5,8% в первой половине 2019 г. Инвестиции в основной капитал за тот же период снизились на 12,8%. Уровень безработицы резко вырос с 9,4% в первом квартале 2020 г. до 15% во втором квартале.

Увеличение производства золота и рост в сельском хозяйстве помогли компенсировать резкий спад в промышленности и сфере услуг. Несмотря на сокращение денежных переводов на 19% в первой половине года, совокупное увеличение социальных выплат на 17% и повышение минимальной заработной платы на 10% с февраля месяца 2020 г. помогли сохранить частное потребление.

Сокращение денежных переводов и увеличение дефицита внешней торговли увеличили дефицит текущего счета платежного баланса до 7,7% ВВП в первой половине 2020 г. Экспорт за тот же период снизился на 22,6% из-за сбоев в глобальной цепочке поставок и падения цен на основные сырьевые товары (природный газ, металлы). Импорт сократился на 15% после резкого падения ввоза машин, оборудования и полуфабрикатов иностранного производства в страну.

Более низкое поступление доходов в госбюджет и крупные антикризисные расходы привели к увеличению бюджетного дефицита до около 5% от ВВП в первой половине 2020 г. Около 2,5% от ВВП было направлено на дополнительные расходы на здравоохранение, увеличение пособий для малообеспеченных, расширение общественных работ и поддержку предприятий. Несмотря на значительный рост поступлений за счет увеличения экспорта золота, более слабые экономические условия и отсрочка уплаты налогов привели к снижению поступлений доходов в госбюджет, исчисляемого как доля от ВВП, на два процентных пункта в годовом исчислении.

Годовая инфляция снизилась до 11,6% в августе 2020 г., что позволило Центральному банку Узбекистана дважды понизить ставку рефинансирования в 2020 г. - с 16% до 15% в апреле, и до 14% в сентябре. Антикризисные кредитные линии предприятиям помогли увеличить кредитование экономики в целом на 18% в январе-августе 2020 г.

«Кризис, вызванный пандемией, почти полностью затормозил рост ВВП в Узбекистане в 2020 г. и увеличил уровень бедности впервые за более чем двадцать лет. Правительство приняло ряд антикризисных мер, чтобы смягчить последствия для экономики, социального благополучия и здоровья населения. Несмотря на нынешние вызовы и трудности, руководство страны вновь подтвердили свое твердое намерение продолжать реформы в ключевых секторах экономики с целью достижения более высоких темпов роста ВВП и улучшения уровня жизни граждан. После завершения пандемии крайне важно обеспечить восстановление экономики, сделав ее более устойчивой и инклюзивной», - отметил Марко Мантованелли, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане.

Экономический прогноз Узбекистана остается позитивными, поскольку рыночные реформы увеличивают стимулы в экономике к более эффективному использованию ресурсов и росту частного сектора. Снятие карантина в третьем квартале 2020 г., устойчивое сельскохозяйственное производство и частичное восстановление денежных переводов приведут к усилению экономической активности во второй половине 2020 г. по сравнению с его первой половиной.

По прогнозам, годовой рост ВВП в этом году составит от 0,4% до 0,8%, что значительно ниже, чем в 2019 г., когда он достиг 5,6%. В тоже время, Узбекистан и Таджикистан станут единственными странами среди 23 государств в регионе Европы и Центральной Азии, которые, как ожидается, продемонстрирует положительный рост ВВП в 2020 г. (Таблица 1). При условии, что карантин не будет введен повторно по всей стране, рост ВВП Узбекистана прогнозируется на уровне от 4,8% до 5,0% в 2021 г.

Таблица 1. Сводное изложение предположений относительно темпов экономического роста в регионе Европы и Центральной Азии

(рост реального ВВП в рыночных ценах (%), если не указано иное)

 

             

Изменения по сравнению с прогнозом за июнь 2020 г. (п.п.)

Негативный сценарий роста в 2021 г.

 

 

 

 

 

2017

2018

2019o

2020п

2021п

2020п

2021п

Албания

3.8

4.3

2.2

-8.4

5.0

-3.4

−3.8

3.0

Армения

7.5

5.2

7.6

-6.3

4.6

-3.5

-0.3

3.1

Азербайджан

0.2

1.5

2.2

-4.2

1.9

-1.6

-0.3

1.1

Беларусь

2.5

3.1

1.2

-2.8

-5.5

1.2

-6.5

-6.4

Босния и Герцеговина

3.2

3.7

2.6

-3.2

3.0

0.0

-0.4

1.5

Болгария

3.5

3.1

3.4

-5.1

3.9

1.1

-0.4

3.2

Хорватия

3.1

2.7

2.9

-8.1

5.9

1.2

0.5

5.4

Грузия

4.8

4.8

5.1

-6.0

4.0

-1.2

0.0

3.0

Венгрия

4.3

5.1

4.9

-5.0

4.5

0.0

0.0

1.5

Казахстан

4.1

4.1

4.5

-2.5

2.5

0.5

0.0

1.0

Косово

4.2

3.8

4.2

-8.8

3.7

-4.3

-1.5

1.7

Кыргызская Республика

4.7

3.8

4.5

-5.5

4.8

-1.5

-0.8

3.0

Молдова

4.7

4.3

3.6

-5.2

3.5

-2.1

-0.5

1.5

Черногория

4.7

5.1

3.6

-12.4

6.9

-6.8

2.1

4.8

Северная Македония

1.1

2.7

3.6

-4.1

3.6

-2.0

-0.3

2.6

Польша

4.9

5.3

4.1

-3.9

3.5

0.3

0.7

0.2

Румыния

7.1

4.4

4.1

-5.7

4.9

0.0

-0.5

4.7

Российская Федерация

1.1

2.5

1.3

-5.0

2.8

1.0

0.1

1.0

Сербия

2.0

4.4

4.2

-3.0

2.9

-0.5

-1.1

1.5

Таджикистан

7.6

7.3

7.5

1.6

3.7

3.6

0.0

1.6

Турция

7.5

3.0

0.9

-3.8

4.0

0.0

-1.0

1.0

Украина

2.5

3.3

3.2

-5.5

1.5

-2.0

-1.5

1.0

 

Узбекистан

 

4.5

 

5.4

 

5.6

 

0.6

 

4.8

 

-0.9

 

-1.8

 

2.9

Примечания: ВВП и компоненты расходов измеряются в ценах 2010 г. по рыночным обменным курсам, если не указано иное. Оценки Всемирного банка часто обновляются на основе новой информации и с учетом меняющихся обстоятельств (в мире). Следовательно, цифры, представленные в таблице, могут отличаться от тех, что содержатся в других документах Всемирного банка, даже если базовые оценки перспектив стран не отличаются в тот или иной конкретный момент времени. Дополнительная информация доступна по ссылке www.worldbank.org/gep.

Инфляция замедлится в среднесрочной перспективе, но останется на высоком уровне в результате дальнейшего реформирования цен. Ожидается, что дефицит текущего счета платежного баланса составит около 6% от ВВП в 2020 г. благодаря восстановлению денежных переводов и снижению дефицита внешнеторгового баланса. Предполагается, что в среднесрочной перспективе он останется примерно на том же уровне, поскольку рост импорта машин, оборудования и полуфабрикатов возобновится после окончания пандемии. Ожидается, что данный дефицит будет финансироваться за счет увеличения государственных заимствований и постепенного увеличения иностранных инвестиций.

Прогнозируемый дефицит госбюджета в размере 7,5% ВВП в 2020 г. снизится в 2021-22 гг. по мере постепенного сокращения антикризисных расходов и увеличения поступлений в госбюджет. В среднесрочной перспективе прогнозируется сокращение дефицита госбюджета.

Дефицит в 2020 г. и в последующей среднесрочной перспективе будет финансироваться в основном за счет увеличения внешних заимствований. Внешний государственный долг увеличится, по оценкам, до 34,7% от ВВП в 2020 г. Хотя в процентах от ВВП он увеличился с 2017 г., ожидается, что в среднесрочной перспективе он стабилизируется.

Внешний государственный и гарантированный правительством долг Узбекистана остается умеренным по сравнению с 22 другими государствами в регионе Европы и Центральной Азии. Для сравнения: отношение внешнего государственного долга к ВВП, прогнозируемое в 2020 году, составит для Казахстана - 26,6%, Кыргызской Республики - 64,2%, Таджикистана - 51%, Армении - 63,8%, Азербайджана - 19,6%, Грузии - 60%, России - 20,5%, Украины - 62%, Беларуси - 45,2% (Таблица 2).

Таблица 2 Внешний государственный долг (в процентах от ВВП)

         

Внешний государственный долг (в процентах от ВВП)

 

2019о

2020п

2021п

Албания

 

68.0

81.3

81.3

Армения

 

53.5

63.8

63.6

Азербайджан

 

18.9

19.6

20.0

Беларусь

 

38.4

45.2

49.9

Босния и Герцеговина

 

33.1

38.0

38.2

Болгария

 

20.4

27.7

30.7

Хорватия

 

73.2

86.4

83.2

Грузия

 

41.1

60.0

58.0

Казахстан

 

19.8

26.6

29.2

Косово

 

17.0

22.6

27.5

Кыргызская Республика

 

54.1

64.2

64.6

Молдова

 

27.4

33.2

35.1

Черногория

 

77.2

92.9

94.3

Северная Македония

 

48.8

59.1

59.8

Польша

 

46.0

54.4

56.0

Румыния

 

37.6

45.1

47.7

Российская Федерация

 

13.9

20.5

22.9

Сербия

 

52.9

59.6

58.5

Таджикистан

 

45.2

51.0

49.2

Турция

 

32.5

40.3

40.6

Украина

 

50.4

62.0

58.9

 

Узбекистан

 

 

29.3

 

34.7

 

38.3

Источник: Всемирный банк.

...
Леонид Полищук, заместитель директора Центра IRIS Университета штата Мэриленд, США

"ЦЭИР является "общим (коллективным) ресурсом" для доноров и международных организаций в Узбекистане. Центр удерживает лидерство среди местных институтов, занимающихся анализом государственной политики. ЦЭИР достиг организационной зрелости, аккумулировал ценные активы, среди которых особую важность занимают потенциал, опыт, репутация и доверие партнеров, достаточно эффективные информационные и коммуникационные каналы, профессиональная команда аналитиков, а также знания и опыт в области управления исследовательскими проектами."