CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Организация розничной и оптовой торговли в Узбекистане: проблемы и пути решения

Сфера торговли выступает конечным звеном любой производственной цепочки и эффективность, объемы и скорость доставки товаров потребителям зависят от широты и разнообразия каналов торговли. Эффективное функционирование данной отрасли позволит снизить транзакционные издержки производителей и повысит их конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.

В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля, как оптовая, так и розничная, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Так, на 1 октября 2017 год валовая добавленная стоимость составила 151,8 трлн. сум., а совокупный товарооборот – 76,4 трлн. сумов. По экспертной оценке, доля оптовой и розничной торговли в производстве валовой добавленной стоимости республики составила приблизительно 15-18%, опережая обрабатывающую и добывающую промышленность.

В годы независимости система внутренней торговли в Республике Узбекистан претерпела радикальные изменения, особенно в части государственного регулирования. Процесс и цели регулирования торговой деятельности в Республике Узбекистан после обретения независимости были направлены на решение текущих вопросов для каждого этапа экономических реформ и носили краткосрочный характер (насыщение рынка потребительскими товарами; упорядочение и сокращение импорта и ограничение ввоза некачественных товаров и т.д.). Однако заявленные цели по демонополизации, дерегуляции и либерализации оптовой и розничной торговли не всегда сопровождались системными мерами, особенно в части обеспечения здоровой конкуренции на рынке, равных условий и правил игры для всех участников.

В данном докладе критически рассмотрены вопросы институционального развития государственного регулирования внутренней торговли, развития конкуренции, устранения барьеров для предпринимателей, исследован механизм функционирования организованной оптовой и розничной торговли, освещены вопросы обеспечения транспарентности торговли в условиях дальнейшей либерализации экономики Узбекистана. На основе анализа предложены меры по совершенствованию механизмов организации розничной и оптовой торговли на внутреннем рынке.

 

Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.

© Центр экономических исследований, 2017 (www.cer.uz)

Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены только с письменного согласия; ссылка на источник обязательна. По всем вопросам, касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий, обращаться по следующему адресу: Узбекистан, Ташкент, 100070, Центр экономических исследований, ул. Ш. Руставели, 1-й тупик, дом 5

...
Leonid Polishchuk, Deputy Director, IRIS Center, University of Maryland, USA

"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."