CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Дошкольное образование как фактор человеческого развития

Обеспечение доступности и повышения охвата детей дошкольным образованием путем  расширения сети дошкольных образовательных учреждений, коренного улучшения условий в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для всестороннего интеллектуального, эстетического и физического развития детей рассматриваются одними из ключевых задач развитие сферы образования и науки в Стратегии действий на 2017-2021 годы.

В настоящее время в Узбекистане при устойчивом экономическом росте, повышении доходов населения, сокращении малообеспеченности, росте уровня урбанизации охват детей дошкольным обучением остается низким (около 18%), и наблюдается тенденция его сокращения.

Несмотря на переход страны в сегмент со среднем уровнем дохода на душу населения, по охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане составляет 22,7%, в Казахстане – 81,6%, в некоторых арабских странах около 20%,в странах Южной и Западной Азии охват в среднем составляет 40%.В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня.

Низкий охват и низкое качество услуг дошкольного образования вызывает высокий риск неподготовленности детей к школе, а отсутствие должного внимания со стороны родителей усугубляет эту проблему. В дальнейшем это часто приводит к хронической неуспеваемости детей, получающих последующие виды образовательных услуг. В целом это создает разную платформу стартового уровня развития детей.

Учитывая актуальность данной проблемы, в докладе рассматриваются вопросы анализа существующей системы и выявляются «узкие места» дошкольного образования, указываются причины низкого охвата детей, с акцентом на сельское население, проблемы обеспечения ДОУ квалифицированными педогогико-воспитательными кадрами.

В заключение даны соответствующие выводы и практические рекомендации по улучшению текущей ситуации системы дошкольного образования. Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.

© Центр экономических исследований, 2017 

...
Leonid Polishchuk, Deputy Director, IRIS Center, University of Maryland, USA

"Indeed, CER is a “collective resource” for donors and international development agencies in Uzbekistan. The Center maintains strong leadership among public policy analysis units. It has reached organizational maturity and accumulated valuable professional and institutional assets, including strong reputation, trust and credibility with stakeholders, good outreach channels, capable team of policy analysts, and necessary project management expertise."